- исторические песни
- ИСТОРИ´ЧЕСКИЕ ПЕ´СНИ — эпические русские народные песни (поэмы), содержанием которых служат исторические события, своеобразно преломленные в фольклорной передаче. Первые записи И. п. были сделаны Киршей Даниловым в 18 в. Много труда по отысканию, записям и изданию И. п. было положено П. Киреевским, П. Рыбниковым, А. Гильфердингом и другими исследователями 19 в. Полный сборник исторических песен московского периода (16—17 вв.) был приготовлен В. Миллером и издан Академией наук в Петрограде (1915). Наибольшее количество И. п. записано на Севере России — в Архангельской и Олонецкой губерниях. Большинство И. п. сложено о царе Иване Грозном, далее идут песни о завоевателе Сибири Ермаке Тимофеевиче, о народном вожде Степане Разине, о стрелецком бунте, о терских казаках и пр. Показательно отношение простого русского народа к Ивану Грозному: он осуждает в царе его страсти, многоженство, женитьбу на Марье Темрюковне. Общий характер всех И. п. — ярко выраженный патриотизм, любовь к России.И. п. представляют истинный клад для исследователя национальных форм русского народного стиха. Здесь можно встретить интонационно-фразовый стих (фразовик), акцентный стих (ударник) и несколько видов своеобразного метрического стиха (тактовик). Бытование этих форм стиха (судя по датам записей) в разных губерниях России говорит о многовековой поэтической традиции и преемственности народных самобытных форм стиха. Ниже приводится ряд примеров И. п.:Фразовик с двухсложной клаузулой:Жил-был государь-царь,Алексей сударь Михайлович МосковскийА выходит от ранней заутрени христосской,И становится на лобное место,И на все стороны государь поклонился,Испроговори´л надежа государь-царь:«Ай же вы, князи и бояра!Пособите государю думу думать,Думу думать, а и не продумать бы,Что наступает король литовский,Наступает-то на город на Смоленец».(«Оборона Смоленска»)Трехударник с трехсложной клаузулой (кроме первого стиха):Ты, бо´же, бо´же, спас ми´лостивый!К чему ра´но над на´ми прогне´вался —Посла´л нам, бо´же, преле´стника,Злого расстри´гу Гри´шку Отре´пьева?Уже´ли он, расстри´га, на ца´рство сел?Называ´ется расстри´га прямы´м царем,Царем Дми´трием Ива´новичем У´глицким...(«Про Гришку-расстрижку»)Трехударник, построенный на широкой интонационной волне, строфической формы (очень редкий образец):╔ Собира´ется наш правосла´вный царь╚ Да он ко зау´трени,╔ Ко тому´ ли свету, свету-све´тику╚ Ивану Вели´кому.╔ Как стано´вился наш правосла´вный царь╚ Да на свое´ место,╔ Как стано´вился наш правосла´вный царь╚ У правого кли´роса.╔ Уж как мо´лится наш правосла´вный царь╚ Ивану Вели´кому,╔ Уж он мо´лится наш правосла´вный царь,╚ Да он низко кла´няется.╔ Как поза´дь-то его всё боя´ре-князья,╚ Они останови´лися.╔ Уж проме´ж-то себя ухмыльну´лися,╚ Князья усмехну´лися.(«Грозный в церкви после убийства сына»)Четырехударник с трехсложной клаузулой:Ай да на сла´вной бы´ло, бра´тцы, на ре´чушке,Да на сла´вной бы´ло, бра´тцы, на Камы´шинке,Собира´лися там /\\ ´ лю´ди во´льные —Все донски´е, гребе´нские, каза´ки я´ицкие.Собира´лись они´, бра´тцы, во еди´ный круг.Во кругу´-то стоя´т они, ду´му ду´мают:«Ну кому´-то из на´с, бра´тцы, ата´маном быть?»Ай, старику´ Ермаку´, сы´ну Тимофе´евичу!(«Ермак зовет казаков в поход»)Среди И. п. встречаются произведения, составленные популярным в русском народе пятидольным размером, например двукратным пятидольником:Не спа | ла млада, || не дре | мала, /\\ |Ниче | го во сне || не ви | дала. /\\ |Только | видела — || спови | дала: /\\ |Со вос | точную || со сто | ронку /\\ |Поды | малася || туча | грозна, /\\ |Со гро | мами /\\ || со дож | дями, /\\ |Со круп | ными /\\ || со гра | да´ми. /\\ |(«Девушка в полоне»)Или трехкратный пятидольник:Уж не | травушка || во чи | стом поле || заша | талась, /\\ ||Не му | равая || ко сы | рой земле || прикло | нялась — /\\ ||Поды | мается || /\\ с Моск | вы большой || /\\ бо | ярин, /\\ ||Он на | Тихий Дон || на И | ванович || /\\ гу | ляти. /\\ ||Не до | ехавши || он Ти | ха´ Дону || стано | вился. /\\ ||Похва | лялся он || каза | ков всех там || пере | вешать. /\\ ||(«Убийство князя Карамышевского»)Правильные метрические стихи, четырехкратный четырехдольник третий, почти всюду выдержано равносложие строк (16 слогов):Как у | нас было на | Волге не чер | ным-то зачер | нелось,Не чер | ным-то зачер | нелось, не бе | лым-то забе | лелось.Не бе | лым-то забе | лелось, не крас | ным-то закрас | нелось.Не крас | ным-то закрас | нелось — зачер | не-елось на | Волге.Зачер | не-елось на | Волге Стеньки | Разина со | бранье,Забе | лелися на | Волге Стеньки | вольны пару | сочки,Закрас | нелися на | Волге Стеньки | вольные стру | жочки.(«Поход Степана Разина на Астрахань»)Вполне законченный четырехдольный тактовик:Вы по | слушайте, ре | бята, что мы | станем гово | рить, /\\А мы | старые ста | рушки станем | ска-азыва | ти /\\Про гроз | на´ царя И | вана про Ва | си-ильеви | ча. /\\А как | царь /\\ госу | дарь /\\ под Ка | зань /\\ подсту | пал, /\\Он под | речку, под Ка | за-анку под | коп /\\ подко | пал, /\\/\\ Что | с тем ли ярым | зельем, черным | по-оро-о | хом, /\\А на | бочки стано | вили воску | ярова све | чи. /\\(«Былевые песни» П. В. Шейна)Эти примеры показывают, какие огромные ритмологические резервы таятся в И. п. русского народа.См. также былины, народный стих, частушки.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.