силлепс это:

силлепс
СИ´ЛЛЕПС (греч. σύλληψις — сочетание) — стилистический оборот, при котором:
1) Подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое — глагол в единственном числе повелительного наклонения, например:
Кому нужда, тем спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть как кружево плели.
(А. Грибоедов)
И как вы на него ни цыкай,
Он пальцем вам — и ни гугу!
(Б. Пастернак)
2) Подлежащее стоит в единственном числе, а сказуемое во множественном:
Я с сердцем ни разу до мая не дожили,
А в прожитой жизни
лишь сотый апрель есть.
(В. Маяковский)
3) При двух подлежащих сказуемое в единственном числе:
Эта заря,
Эта весна,
Так непостижна, зато так ясна.
(А. Фет)
4) Подлежащее — местоимение третьего лица, а сказуемое — глагол в повелительном наклонении (второго лица):
Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
(А. Пушкин, «Евгений Онегин»)
5) Подлежащее — местоимение первого лица, а сказуемое — в повелительном наклонении (второго лица):
Или снова, сколько ни проси я,
Для тебя навеки дела нет.
(С. Есенин)
6) Подлежащее и сказуемое во множественном числе, а зависимое от них дополнение — в единственном:
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело.
(Ф. Тютчев)
7) Силлепсическим будет и такой оборот, когда во фразе подлежащее и сказуемое поставлены в первом случае в единственном числе, а затем в соседней фразе — во множественном числе, например:
... Мертвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ
Тесной гурьбой у конторы собрался...
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!
(Н. Некрасов)

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Смотреть что такое "силлепс" в других словарях:

  • Силлепс — синтаксическое оформление семантически неоднородных элементов в виде ряда однородных членов предложения. Примеры: «Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках». «Шёл дождь и два студента, один в галошах, а второй в… …   Википедия

  • Силлепс — (греч. sýllepsis захват)         или зевгма (греч. zéugma связь), фигура стилистическая (См. Фигуры стилистические): Объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. Пример С. с синтаксической неоднородностью:… …   Большая советская энциклопедия

  • силлепс — (греч. syllepsis – сопряжение, захват), стилистическая фигура, заключающаяся в синтаксическом оформлении семантически неоднородных слов в виде ряда однородных членов предложения: «Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках» …   Литературная энциклопедия

  • СИЛЛЕПС — (греч. sýllēpsis — захват), фигура стилистическая: объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. Пример С. с синтаксической неоднородностью: «Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • фигуры стилистические — речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. Учение о фигурах… …   Литературная энциклопедия

  • Каламбур — Эта статья об игре слов; о юмористическом тележурнале см.: Каламбур (тележурнал). Каламбур (фр. calembour)  литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных… …   Википедия

  • Зевгма — (греч. ζεύγμα, лат. ´zeugma  «сопряжение», «связь»)  фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний …   Википедия

  • ТРОПЫ —     ТРОПЫ (от греч. τροπή, лат. tropus поворот, оборот речи). 1. В поэтике это двуосмысленное употребление слов (иносказательное и буквальное), которые связаны друг с другом по принципу смежности (метонимия, синекдоха), сходства (метафора),… …   Философская энциклопедия

  • фигура — ФИГУ´РА, фигуры (лат. figura очертание, образ), особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм; применяются писателями в прозе и в стихах в целях определенной художественной выразительности. В старинных русских… …   Поэтический словарь

  • Силлепсис — (от греч. syllepsis захват), СИЛЛЕПС, фигура слова, входящая в группу фигур убавления. С. это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. В общем случае объединение элементов текста, по сути своей не… …   Педагогическое речеведение


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»