холостой стих это:

холостой стих
ХОЛОСТО´Й СТИХ — термин старой русской поэтики, бытующий и в настоящее время: незарифмованная строка среди рифмованных стихов. В четырехстишной строфе X. с. чаще встречаются в первой и третьей строках, например:
Сидел рыбак веселый
На берегу реки;
А перед ним по ветру
Качались тростники.
Сухой тростник он срезал
И скважину проткнул;
Один конец зажал он,
В другой конец подул.
(М. Лермонтов)
Чрезвычайно редко встречается в русской поэзии обратный прием рифмовки, когда холостыми остаются вторая и четвертая строки:
Как ясность безоблачной ночи,
Как юно-нетленные звезды,
Твои загораются очи
Всесильным таинственным счастьем.
И все, что лучом их случайным
Далеко иль близко объято,
Блаженством овеяно тайным —
И люди, и звери, и скалы.
Лишь мне, молодая царица,
Ни счастия нет, ни покоя,
И в сердце, как пленная птица,
Томится бескрылая песня.
(А. Фет)
В следующей миниатюре первый стих каждой пятистишной строфы — холостой:
Обеих вас я видел вместе,
И всю тебя узнал я в ней!
Та ж тихость взора, нежность гласа,
Та ж прелесть утреннего часа,
Что веяла с главы твоей!
И все, как в зеркале волшебном,
Все обозначилося вновь:
Минувших дней печаль и радость,
Твоя утраченная младость,
Моя погибшая любовь!
(Ф. Тютчев)
Иногда холостым остается последний стих каждой строфы стихотворения. В стихотворении К. Батюшкова «Песнь Гаральда Смелого» каждая восьмистрочная строфа, выдержанная в четырехстопном амфибрахии, заканчивается шестистопным ямбическим X. с.:
А дева русская Гаральда презирает.
В балладе А. К. Толстого «Волки», написанной семистопными строфами, последняя строка каждой строфы также является X. с. (пример см. в статье септима).
Однако чаще X. с. называется одинокая незарифмованная строка среди взаиморифмующихся стихов. Таков, например, первый стих четырехстопного ямба в стихотворении «Сцена из Фауста» Пушкина:
Фауст
Мне скучно, бес.
Мефистофель
Что делать, Фауст?
Таков нам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает.
Иной от лени, тот от дел...
Или в «Медном Всаднике»:
...Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Все побежало. Все вокруг
Вдруг опустело — волны вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон
По пояс в воду погружен...
В некоторых формах восточной поэзии наличие X. с. обязательно. Так, в газели X. с. является первый стих каждого двустишия (бейта), исключая начальное двустишие; в четырехстишном рубаи третий стих — холостой.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Смотреть что такое "холостой стих" в других словарях:

  • Холостой стих — Холостой стих  стих без рифмы среди зарифмованных стихов. В качестве сознательного литературного приёма (а не случайной оплошности, иногда встречающейся в пространных произведениях) получил широкое распространение у русских поэтов XIX века,… …   Википедия

  • ХОЛОСТОЙ СТИХ — незарифмованный стих среди рифмованных (как оплошность или как часть обычно концовка строфы) …   Большой Энциклопедический словарь

  • холостой стих — незарифмованный стих среди рифмованных (как оплошность или как часть  обычно концовка  строфы). * * * ХОЛОСТОЙ СТИХ ХОЛОСТОЙ СТИХ, незарифмованный стих среди рифмованных (как оплошность или как часть обычно концовка строфы) …   Энциклопедический словарь

  • Холостой стих — нерифмов. стих среди рифмованных. Может занимать любую позицию в стихотв. тексте, использоваться как единичный случай (обычно в начале или в конце произв. для создания иллюзии его оборванности, как, напр., начало Сцены из Фауста А. С. Пушкина)… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ХОЛОСТОЙ СТИХ — ХОЛОСТОЙ СТИХ, нерифмованный стих среди рифмованных: 1) как простой недосмотр (3 случая в «Медном всаднике» А. С. Пушкина); 2) для иллюзии оборванности начала или конца текста (начало «Сцены из Фауста» Пушкина); 3) как рудимент припева в строфах… …   Литературный энциклопедический словарь

  • холостой стих — незарифмованная строка в тексте с рифмами. Существуют способы рифмовки, основанные на чередовании рифмованных и холостых стихов. Такова «гейневская» рифмовка (хаха хвхв …), чрезвычайно популярная в рус. поэзии середины 19 в.: На взморье, у самой… …   Литературная энциклопедия

  • Стихосложение Лермонтова — СТИХОСЛОЖЕНИЕ Лермонтова. Стиховая речь Л. как особый вид поэтич. речи характеризуется чрезвычайным разнообразием выразит. средств: обилием метрич. и строфич. форм, свободой ритмич. вариаций, богатством мелодич. интонаций, изобразительностью… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Минус-приём — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Минус-прием — Минус приём литературный приём, состоящий в отсутствии в тексте тех или иных значимых элементов, наличие которых ожидается читателем. Суть минус приёма в отталкивании от современной тексту или более ранней литературной традиции. Поэтому, например …   Википедия

  • Рондо — (франц. rondeau, старо франц. rondel, старо провансальское redondel) форма строфы, возникшая во французской лирике XIII XIVвв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее… …   Литературная энциклопедия

Книги

  • Юлия Малышева. Басни-2, Юлия Малышева. Басня - это особая и весьма интересная форма поэтических произведений. Сейчас такая форма - или, как говорят литераторы, жанр - встречается довольно редко. Это стихи, но стихи особые. В них… Подробнее  Купить за 271 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»