ассонанс это:

ассонанс
АССОНА´НС (франц. assonance — созвучие) — 1) распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике А. принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. А. встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщине» и других древних памятниках русской письменности. Например, А. в «Слове о полку Игореве»:
...рища в тропу Трояню,
чрес поля на горы, —
пети было песнь Игореви...
...Коли Игорь соколом полете, —
тогда Влур влъком потече...
А. пересыпаны русские народные стихи — песни, частушки, пословицы и поговорки:
Девушка спесива
Не дала спасибо,
Дружком не назвала.
Аленушка не добра,
Испить воду не дала.
Чернобровый большой парень
Положил на сердце камень.
Дарю платок — сини коймы,
Утирайся, милый, помни.
Милый — сокол, милый — лебедь,
Как соскучится — приедет.
Вот А. в частушках Ярославской области:
Сошью платьице с оборкой,
На оборке вышью буф.
Нету время тяжелее,
Когда милый любит двух.
Веселее пой, гармошка,
Громче, черномехая,
Моя милка по дорожке
На фордзоне ехала.
Подруженьки про меня
Говорят, что модница.
Мне и надо модной быть,
Потому — колхозница.
Наряду с рифмами А. встречаются в произведениях русских виршевиков. Реформой стихосложения, произведенной Тредиаковским — Ломоносовым, был установлен принцип классической рифмы: от гласного ударного звука до конца слова все звуки должны совпадать. Однако у русских классиков иногда можно найти среди строгих рифм и А., например у Пушкина:
И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
(«Полтава»)
Но уж дробит каменья молот,
И скоро звонкой мостовой
Покроется спасенный город,
Как будто кованной броней.
(«Путешествие Онегина»)
Развитие А. в русской поэзии конца 19 и начала 20 вв. следует рассматривать как важный момент поисков новых выразительных средств. В советскую эпоху А. пользуются почти все русские поэты. Вот начало поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», где первые две строфы целиком выдержаны в системе А.:
Время —
начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому,
что горя
нету более,
время потому,
что резкая тоска
стала ясною,
осознанною болью.
Время,
снова
ленинские лозунги развихрь!
Нам ли
растекаться
слезной лужею?
Ленин
и теперь
живее всех живых.
Наше знанье —
сила
и оружие.
Вот ряд образцов А. в стихах других советских поэтов:
Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.
(Б. Пастернак)
Поздравляю вас, мама,
с днем рождения вашего сына.
За него вы волнуетесь,
и волнуетесь сильно.
Вот лежит он,
худущий,
больной и неприбранный,
Неразумно женатый,
для дома неприбыльный.
(Е. Евтушенко)
Подолгу наблюдали мы закат,
Соседей наших клавиши сердили.
К старинному роялю музыкант
Склонял свои печальные седины.
(Б. Ахмадулина)
Когда в душе души избыток
Ни мелких чувств, ни слов избитых.
Душа по-новому щедра,
Добра, как песенка щегла.
(Р. Казакова)
2) Повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха. Внутренние А. встречаются в русском народном стихе, например в песне «Ах вы, сени, мои сени»:
...Сени новые, кленовые, решётчатые...
...Выпускала сокола из правого рукава...
...Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,
И высоко и далеко на родиму сторону.
Внутренним А. мастерски пользовался Пушкин, например в следующих стихах, построенных на гулком «у»:
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.
Весьма выразительны внутренние А. у М. Лермонтова на «у» и на «а» в стихотворении «Бородино»:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
...Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Синонимы:

Смотреть что такое "ассонанс" в других словарях:

  • Ассонанс — I повторение в стихе однородных гласных звуков, напр. «ночами без улыбки вырос сын»;         II рифма, где совпадают только ударные гласные, а согласные совпадают частично или совсем не совпадают, напр. «море» и «много». В развитии романской… …   Литературная энциклопедия

  • Ассонанс — Ассонанс  приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков  в отличие от аллитерации (повтора согласных). У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки Французы тут как тут …   Википедия

  • Ассонанс —     АССОНАНС повторение одинаковых гласных. Ассонанс преследует те же цели, что и аллитерация (см. это слово), и является подобно последней, часто при том сочетаясь с ней, могучим средством выразительности поэтического языка. Примером… …   Словарь литературных терминов

  • АССОНАНС — (фр.). Несовершенная рифма, состоящая в повторении гласных звуков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ассонанс (фр. assonance) 1) прием инструментовки поэтической речи: повтор гласного или группы… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ассонанс — а м. assonance f. 1. В стихосложении повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков. БАС 2. Все перепутано хрен с ананасами. Видно у автора крен с ассонансами. ВЛ 1999 6 367. || Неточная рифма, в которой совпадают только ударные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ассонанс — рифма, созвучие Словарь русских синонимов. ассонанс сущ., кол во синонимов: 2 • рифма (6) • созвучие …   Словарь синонимов

  • АССОНАНС — (франц. assonance созвучие) созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), особенно в неточной рифме ( огромность опомнюсь , грусть озарюсь ). Во французской, испанской и некоторых других литературах на ассонансе строилось более старинное… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АССОНАНС — АССОНАНС, ассонанса, муж. (франц. assonance) (книжн.). 1. Созвучие. 2. Неполная рифма, в которой рифмуются только гласные, но не согласные звуки (лит.), напр.: «Заросли жалости, круглый губы.» Брюсов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… …   Толковый словарь Ушакова

  • АССОНАНС — АССОНАНС, а, муж. (спец.). Созвучие гласных звуков. | прил. ассонансный, ая, ое. Ассонансная рифма (неточная). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ассонанс — а; м. [франц. assonance]. Лит. 1. Повторение в стихе сходных гласных звуков. А. в строке, строфе, фразе. 2. Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки при несовпадении или неполном совпадении согласных (например: доктор… …   Энциклопедический словарь

  • Ассонанс — (франц. assonance, от лат. assono oткликаюсь)          1) повторение в строке, строфе, фразе однородных гласных звуков.          2) Неточная рифма, созвучие окончаний двух или нескольких стихотворных строк, в которых совпадают гласные при большой …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ассонанс» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»