- акромонограмма
- АКРОМОНОГРА´ММА (от греч. ἄκρος — верхний, крайний, μόνος — один и γράμμα — запись) — лексико-композиционный прием, заключающийся в повторении конца стиха в начале следующего стиха. Это явление повторов встречается в поэзии всех времен и народов. В русской поэзии различаются три вида А.: 1) слоговая А., когда последние слоги стиха или группа звуков повторяются на стыке двух смежных строк:Но когда коварны очиОчаруют вдруг тебя.(А. Пушкин)Сладки мне родные звукиЗвонкой песни удалой.(Он же)Ее невольно обнял тайный страх,Стряхнув с себя росу, она пустилась...(М. Лермонтов)Я помню, вся в цветах, исполнена печали,К плечу слегка твоя склонилась голова.(А. Фет)У матросов, несмотря на поруИ порывы ветра с пустыря,На дворе казармы — шум и спорыЭтой темной ночью ноября.(Б. Пастернак)2) Лексическая А., когда слово или ряд слов, стоящих в конце строки, повторяясь, начинают следующую строку. Эта форма А. очень популярна в народной поэзии:Уж ты, степь, моя степь, степь Моздоцкая!Широко ли ты, далеко ты, степь, протянулася?Протянулася ты, степь, вплоть до Царицына!Уж и чем же ты, степь, ты изукрашена?Изукрашена ты, степь, лесами, болотами,Да еще же ты, степь, большою дорогою...Калинку с малиною вода подняла:На ту пору матушка меня родила,Не собравшись с разумом, замуж отдала,Замуж отдала за неровнюшку,За неровнюшку, в чужу сторону,Во чужу сторонушку, во лиху семью.Не менее популярна лексическая А. в стихах русских поэтов:Сидел я под кленом и думал,И думал о прежних годах.(А. К. Толстой)Скользят стрижи в лазури неба чистой;В лазури неба чистой горит закат, —В вечерний час как нежен луч росистый!Как нежен луч росистый, и пруд, и сад!(К. Бальмонт)О, весна, без конца и без краю —Без конца и без краю мечта!(А. Блок)И так начинается песня о ветре,О ветре, обутом в солдатские гетры,О гетрах, идущих дорогой войны,О войнах, которым стихи не нужны.(В. Луговской)Одна была доля — бесплодное поле.Бесплодное поле да тощая рожь.(М. Исаковский)3) Рифменная А., встречается в поэзии редко; она заключается в смежной рифмовке слов, находящихся на стыке двух строк:Реет тень голубая, объятаАроматом нескошенных трав;Но упав на зеленую землю,Я объемлю глазами простор.Звездный хор мне поет...(В. Брюсов)Эти лексико-композиционные приемы носят также название анадипло´сис; в советской поэтике они иногда называются: стык (термин О. Брика) или подхват (термин Г. Шенгели).
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.