- гиперметрия
- ГИПЕРМЕТРИ´Я (от греч. ὑπέρ — сверх, над и μέτρον — мера) — сверхмерность, превышение слогового объема стопы в метрическом стихе, наличие лишнего слога в стопе. Г. может рассматриваться или как невольная ошибка поэта, или как сознательное допущение под давлением данного лексического материала, не позволяющего синонимической замены. Взволнованностью поэтической интонации можно объяснить Г., например, в ямбических стихах В. Казина (четные строки):А, дядюшка, хоть отцедиНа следующее поколенье!Звени, звени! гуди, гуди,Малиновое сердцебиенье!Или в хореических стихах С. Кирсанова:Вот опять сиделки-рохлиНе несут ему питье,Губы синие пересохли —Он впадает в забытье.То же в трехдольном стихотворении:Они молча стояли у картонных домов для любви,У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой;И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови,Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой.(К. Симонов)Еще сильнее и эффектнее Г. в следующих стихах трехдольника:Мы на | стройках у | мелые,Были | в битвах твер | ды.Наши | головы | белыеСовер | шенным гор | ды.И как | яростные меч | татели,Отда | вая кон | цы,Комис | сары и предсе | датели,Аги | таторы и бой | цы...(Г. Санников)К Г. относится вторжение в метрический стих не только лишнего слога, но и лишней стопы. В этом отношении весьма интересным видом Г. служит следующий пример из Некрасова: в стихотворении, написанном трехстопным дактилем, третья строка — четырехстопная:| Ну, уж и | буря бы | ла! \/ /\\ || Как еще | мы уце | лели! /\\ || Колоко | ла-то, /\\ | колоко | ла — \/ /\\ |[Словно о | пасхе гу | дели! /\\ |(«Деревенские новости»)В «Борисе Годунове» Пушкина, написанном пятистопным ямбом, в сцене «Москва, дом Шуйского» имеется шестистопная ямбическая строка:Известно то, что он слугою былУ Вишневецкого, что на одре болезниОткрылся он духовному отцу.Наличие Г. в пушкинском стихе, всегда безукоризненном с точки зрения версификации, объясняется в данном случае естественной ослышкой в результате ритмической инерции, созданной находящимся в начале стиха длинным, одноударным речением «у Вишневецкого...»; это вместе с дальнейшим двухударным речением «что на одре болезни» дает в сумме трехударную строку, характерную вообще для пятистопного ямба.Г. противоположна гипометрии. Ср. аритмия.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.