- диподия
- ДИПОДИ´Я (греч. διποδία — двустопие) — двойная стопа с ритмическим ударением на второй стопе в античных ямбических и хореических метрах. При измерении стиха диподиями двустопный ямб или хорей назывался монометром, четырехстопный — диметром, шестистопный — триметром и восьмистопный — тетраметром. Дактилические Д. назывались киклическими (круговыми) дактилями; вместе с тем за шестистопным дактилем сохранилось наименование гекзаметра.В русской стиховедческой литературе понятие Д. в четырехстопном ямбе и хорее отстаивал вслед за А. Кубаревым (первая треть 19 в.) А. Белый, считавший, что в основе этих метров русского стиха лежит не двусложная стопа, а четырехсложная Д. с одним ударением (пэон). Отсюда — широкое ритмическое звучание стихов, построенных на одноударной Д. типа:Под голубы´ми небеса´миВеликоле´пными ковра´ми...(А. Пушкин)На возду´шном океа´неБез руля´ и без ветри´л...(М. Лермонтов)По справедливому мнению А. Белого, Д. свойственна природе русского языка: стихи, в которых на каждое двусложие приходится словесное ударение, звучат тяжело, их ритм заторможен:Гла | го´л вре | ме´н! ме | та´лла | зво´н!Твой | стра´шный | гла´с ме | ня´ сму | ща´ет.(Г. Державин)Бе´рег. | По´лночь. | Дре´млет | во´здух.Спи´т вни | зу´ ко | за´цкий | шля´х.(А. Безыменский)Правильность наблюдений А. Кубарева и А. Белого над Д. подтверждается всей практикой русских поэтов и строением русского народного стиха.См. двудольные размеры, крата.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.