- амебейная композиция
- АМЕБЕ´ЙНАЯ КОМПОЗИ´ЦИЯ (от греч. ἀμοιβαῖος — попеременный, чередующийся) — особый вид композиционного параллелизма на основе расширенной анафоры, заключающийся в повторении синтаксических рядов в части поэтического произведения или на всем его протяжении; при этом синтаксические ряды связаны между собой не только собственно анафорой (в начале стиха), но и «внутренней» анафорой (внутри стиха). В основе формы А. к лежит фольклорный прием поочередного исполнения песни двумя лицами или двумя хорами. А. к. популярна в русских народных песнях (например, «А мы просо сеяли»). В книге «Композиция лирических стихотворений» (1921) В. Жирмунский классифицировал явления А. к., сведя их к трем формам. Первая форма заключается в синономической вариации выражений в смежных параллельных строках:Золотой мой друг и братец!Дорогой товарищ детства!Мы споем с тобою вместе,Мы с тобой промолвим слово.Наконец, мы увидались,С двух сторон теперь сошлися;Редко мы бываем вместе,Редко ходим мы друг к другу...(«Калевала»)Вторая форма А. к. выражается в психологическом параллелизме, — в сопоставлении явлений природы и душевного состояния:Я лугами иду — ветер свищет в лугах:Холодно, странничек, холодно,Холодно, родименький, холодно!Я лесами иду — звери воют в лесах:Голодно, странничек, голодно,Голодно, родименький, голодно!Я хлебами иду — что вы тощи, хлеба?С холоду, странничек, с холоду,С холоду, родименький, с холоду!..(Н. Некрасов)Третья форма А. к. заключается в последовательном чередовании вопросительной и ответной интонации; эта форма встречается у некоторых поэтов, но особенно часто — в русской народной поэзии. Вот начало народной свадебной песни, построенной по этой форме А. к.:— Матушка, что в поле пыльно?Сударыня моя, что в поле пыльно?— Дитятко, кони разыгрались,Свет милое мое, кони разыгрались!— Матушка, на двор гости едут,Сударыня моя, на двор гости едут!— Дитятко, не бось, не выдам,Свет милое мое, не бось, не пужайся!Подобным же образом построено знаменитое стихотворение В. Брюсова «Каменщик»:— Каменщик, каменщик, в фартуке белом,Что ты там строишь? кому?— Эй, не мешай нам, мы заняты делом,Строим мы, строим тюрьму.— Каменщик, каменщик, с верной лопатой,Кто же в ней будет рыдать?— Верно, не ты и не твой брат богатый,Незачем вам воровать...Интересный образец А. к. имеется у А. Блока, который в первом стихе каждой строфы дает краткий вопрос, а в остальных трех стихах — распространенный ответ:— Все ли спокойно в народе?— Нет, император убит.Кто-то о новой свободеНа площадях говорит.— Все ли готовы подняться?— Нет, каменеют и ждут.Кто-то велел дожидаться:Бродят и песни поют.— Кто же поставлен у власти?— Власти не хочет народ.Дремлют гражданские страсти:Слышно, что кто-то идет...Оригинально применена А. к. в поэме А. Безыменского «Трагедийная ночь»:— Жив ли берег твой, вода?— Жив.— Что ты слышала, вода?— Взрыв.— Что не можешь ты, вода?— Течь.— Что хоронишь ты, вода?— Сечь.— Что, ей больно ли, вода?— Беда!— Ты довольна ли, вода?— Да.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.