- одиннадцатисложник
- ОДИННАДЦАТИСЛО´ЖНИК — одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской т. н. силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Общепринятое мнение гласит, что О., равно как и другие формы т. н. силлабического стиха, не имеет стопного, метрического строения и только рифма придает ему вид стиха. Это неверно: О. вышел из русской народной поэзии и является стопной формой стиха. Его ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ | . Полносложный стих шестидольника звучит так:| Как во поле, | поле, || в широком раз | долье || Стоял тут са | дочек, || не мал, не ве | личек. || Во том во са | дочке || стояли три | древа, || Стояли три | древа || зелены, куд | рявы. |Одиннадцатисложный вариант этого размера у виршевиков заключается в том, что в конце первого полустишия допускалась паузная цезура, уменьшавшая в стихе количество слогов до одиннадцати, т. е.:12-сложник: | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |11-сложник: | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |Если под эту меру написаны стихи, то О. будет звучать так (в третьей строке допущена ритмическая инверсия):| Ой стоги, сто | ги, /\\ || на лугу ши | роком, || Вас не пере | честь, /\\ || не окинуть | оком! || Ой, стоги, сто | ги /\\ || в зеленом бо | лоте, || Стоя на ча | сах, /\\ || что вы стере | жете? |(А. К. Толстой)Стих А. Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры О. русских виршевиков: О. есть паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Если обратиться к стихам самих виршевиков, то мы увидим, что их двенадцатисложники и О. подконтрольны одной и той же мере. Возьмем примеры из Симеона Полоцкого, из его книги «Рифмологион»; вот беспаузный двенадцатисложник слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):| Да благосло | вит тя || господь от Си | она || на высоко | честнем || месте царя | фрона. || Да благосло | вит же || венчанную | главу || на премноги | лета || соблюдати | здраву. |А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован:| По темной но | щи /\\ || день светлый бы | вает, || солнца луча | ми /\\ || всю тьму истреб | ляет. || Вся веселят | ся, /\\ || егда осве | щенна || солнцем быва | ют /\\ || преукра | шенна. |Или у А. Кантемира:| Тщетную муд | рость /\\ || мира вы ос | тавьте, || Злы богобор | цы! /\\ || обратив кор | мило, || Корабль свой | к бре | гу /\\ || истины на | правьте, || Теченье вы | ше /\\ || досель блудно | было. |(«Противу безбожных»)| Что дал Гора | ций, /\\ || занял у фран | цуза. || О, коль собо | ю /\\ || бедна моя | муза! || Да верна; у | ма /\\ || хоть пределы | узки, || Что взял по-галь | ски — /\\ || заплатил по- | русски. |(Автоэпиграмма)Или пример из Кариона Истомина, который отделял полустишия заметным пробелом, отмечая так паузную цезуру:| Начало а | за /\\| Бытность в Ада | ме /\\| Земля есть в час | тех, /\\| Отроча зрети /\\| писмене долг | знати, || людей всех смот | ряти. || в месяцах из | мена, || сладце в смысл оденна. |(Стихи к букве «А»)Церковнославянский язык «силлабистов» мало понятен современному читателю, которому, конечно, трудно следить одновременно и за смыслом стиха и за прихотливым инверсированным ритмом. Однако это не мешает нам установить преемственную связь между строем стиха виршевиков и стихом народной поэзии.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.