- параллелизм
- ПАРАЛЛЕЛИ´ЗМ (от греч. παράλληλος — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность. Современной поэтикой установлены следующие типы П.Синтаксический П., наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений. Это явление поэтического стиля интересно проследить на примерах, взятых у разных поэтов:В синем море волны плещут,В синем небе звезды блещут.(А. Пушкин)И, новым преданный страстям,Я разлюбить его не мог;Так храм оставленный — все храм,Кумир поверженный — все бог!(М. Лермонтов)Утихает светлый ветер,Наступает серый вечер,Ворон канул на сосну,Тронул сонную струну.(А. Блок)Когда умирают кони — дышат,Когда умирают травы — сохнут,Когда умирают солнца — они гаснут,Когда умирают люди — поют песни.(В. Хлебников)Ко мне приплывала зеленая рыба,Ко мне прилетала белая чайка!(А. Ахматова)Я не знаю, где границаМежду Севером и Югом,Я не знаю, где границаМеж товарищем и другом......Я не знаю, где границаМежду пламенем и дымом,Я не знаю, где границаМеж подругой и любимой.(М. Светлов)Алмаз шлифуется алмазом,Строка диктуется строкой.(С. Поделков)Два бессмертия у Волги —устье и исток.Две тревоги у солдата —Запад и Восток!Две надежды у деревьев —осень и весна.Две заботы у солдата —пушка и война...(А. Недогонов)Строфический П. состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение:Горе несешь — думаешь,Как бы с плеч сбросить,Куда бы его покинуть,Где бы его оставить.Счастье несешь — думаешь,Как бы с ним не споткнуться,Как бы оно не разбилось,Кто бы его не отнял.(В. Тушнова)На внутристрофических контрастных параллелях построено стихотворение М. Лермонтова «Парус»:Белеет парус одинокийВ тумане моря голубом.Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?Играют волны, ветер свищет,И мачта гнется и скрипит...Увы, он счастия не ищет,И не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой.А он, мятежный, просит бури,Как будто в буре есть покой!К строфическому П. близка форма амебейной композиции, популярная в народной поэзии.Ритмический П. выражается в том, что лирические мотивы подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка, например паузой в определенном месте стиха:╔ | Сад весь в цве | ту, /\\ /\\ |╚ | Вечер в ог | не, /\\ /\\ || Так осве | жительно | радостно | мне! /\\ /\\ |╔ | Вот я сто | ю, /\\ /\\ |╚ | Вот я и | ду, /\\ /\\ || Словно та | инственной | речи я | жду. /\\ /\\ |╔ | Эта за | ря, /\\ /\\ |╚ | Эта вес | на /\\ /\\ || Так непо | стижна, за | то так яс | на! /\\ /\\ |╔ | Счастья ли | полн, /\\ /\\ |╚ | Плачу ли | я, /\\ /\\ || Ты — благо | датная | тайна мо | я. /\\ /\\ |(А. Фет)В этом стихотворении, чтобы подчеркнуть обязательную двудольную паузу в средине первого стиха каждого двустишия, поэт разбивает первый стих на двустрочие вместо:| Сад весь в цве | ту, /\\ /\\ | вечер в ог | не, /\\ /\\ || Так осве | жительно | радостно | мне! /\\ /\\ |Помимо прямого П., в поэзии встречается отрицательный П., состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не». Такая форма П. особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах (см. отрицательное сравнение).
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.