- анапест
- АНА´ПЕСТ (греч. ἀνάπαιστος — отраженный назад) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, из которых последний — долгий, двудольный. Называлась эта стопа «обратно ударяемой» потому, что она противоположна дактилю по местонахождению тезиса, т. е. долгого слога (схема античной дактилической стопы ⌣̅⌣̅⌣⌣, а А. ⌣⌣⌣̅⌣̅). При исполнении анапестических стихов в Элладе исполнители приплясывали, отбивая ногой такт на последнем слоге стопы, а не на первом, как это имеет место в дактиле. Поэтому анапестическая стопа носит еще другое название — антидактиль. Стремительность анапестического ритма, обусловленная наличием двудольной (двусложной) анакрузы, дала основание античной фантазии создать мифического изобретателя А. — хромоногого поэта Тиртея, со стихами-песнями которого древние воины шли в бой.2) В общеевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная стопа ⌣⌣ | ⌣́. Это — трехдольник третий с двудольной (двусложной) анакрузой ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́. В практике русских поэтов А. появился впервые у А. Сумарокова (ода «Противу злодеев»). Вот начало этой оды:На морских берегах я сижу,Не в пространное море гляжу,Но на небо глаза возвожу.На врагов, кои мучат нахально,Стон пуская в селение дально,Сердце жалобы вносит печально.(1759 г.)Несколько стихотворений, написанных А., встречается у В. Жуковского, А. Дельвига, А. Пушкина, А. Полежаева. М. Лермонтов, а за ним А. Кольцов, Н. Некрасов и А. Фет открыли широкий путь А. в русскую поэзию. От них А. прочно вошел в практику К. Бальмонта, А. Блока, В. Брюсова и других поэтов дореволюционной, а затем и советской эпохи.Вот несколько примеров русского А. с обозначением анакрузы. Трехстопный А. соответствует трехкратному трехдольнику третьему:Я те | бе ниче | го не ска | жу,Я те | бя не встре | вожу ни | чуть,И о | том, что я | молча твер | жу,Не ре | шусь ни за | что намек | нуть.(А. Фет)Я у | бит подо | Ржевом /\\ | /\\В безы | мянном бо | лоте, /\\ | /\\В пятой | роте, на | левом, /\\ | /\\При жес | током на | лете. /\\ | /\\(А. Твардовский)То же трехстопный А., но фактически четырехкратный трехдольник третий (за счет концевых пауз):Не дож | даться мне, | видно, сво | боды. /\\ | /\\А тю | ремные | дни будто | годы; /\\ | /\\И ок | но высо | ко над зем | лей, /\\ /\\ | /\\А у | двери сто | ит часо | вой. /\\ /\\ | /\\(М. Лермонтов)Четырехстопный А., фактически пятикратный (за счет пауз):Мы сво | е навер | стаем и | всех пере | кроем, /\\ | /\\И са | ма я чи | тала пла | кат у сте | ны, /\\ /\\ | /\\Что в кол | хозе дейст | вительных | новых ге | роев /\\ | /\\Порож | дает э | поха Со | ветской стра | ны. /\\ /\\ | /\\(М. Исаковский)Пятистопный А., фактически шестикратный (за счет пауз):До че | го же бы | вает реч | ная во | да хоро | ша, /\\ /\\ | /\\Если | пить ее | в полдень боль | шими глот | ками из | каски. /\\ | /\\Отле | тает ус | талость. Теп | леет жи | вая ду | ша, /\\ /\\ | /\\Как в не | давнее | время теп | лела от | девичьей | ласки. /\\ | /\\(А. Сурков)╔ Я пи | шу, как ды | шу.╚ По дру | гому пи | сать не у | мею. /\\ | /\\╔ Поде | литься спе | шу╚ То вос | торгом, то | болью сво | ею. /\\ | /\\(В. Звягинцева)
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.