- пятидольник
- ПЯТИДО´ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: ⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣. Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:Пятидольник 1-й | ⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣ |Пятидольник 2-й ⌣ | ⌣̋⌣⌣ | ⌣́Пятидольник 3-й | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣ |Пятидольник 4-й ⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣Пятидольник 5-й ⌣⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:| Жаво | ро´ночек || на про | га´линке || распе | ва´ет. /\\ || Он зо | ве´т весну, || радость | кра´сную || вызы | ва´ет. /\\ |(Н. Цыганов)Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:| Впере | ди´ летит — || ясным | со´колом, || Поза | ди´ летит — || черным | во´роном, || Впере | ди´ летит — || не у | ка´тится, || Поза | ди´ летит — || не оста´нется. |(Н. Некрасов)Популярен в русской поэзии П. с рифмами:| Как при | вя´жется, || как при | ле´пится || К уму- | ра´зуму || думка | пра´здная, || Мысль до | ку´шная || в мозг твой | вце´пится || И клю | ёт его, || неот | вя´зная. |(В. Бенедиктов)То же с однодольной паузой в конце каждого периода:╔ | Мимо | дво´рика, |╚ | Мимо | ха´ты, |╔ | За о | бо´зами |╚ | Шли сол | да´ты, /\\ |╔ | Они | шли´-прошли |╚ | Слобо | до´ю, /\\ |╔ | Звали | де´вушку |╚ | За со | бо´ю. /\\ |(М. Исаковский)То же с двудольной паузой:| Не слыш | ны´ в саду || даже | шо´рохи, || Все здесь | за´мерло || до ут | ра´. /\\ /\\ || Если б | зна´ли вы, || как мне | до´роги || Подмос | ко´вные || вече | ра´. /\\ /\\ |(М. Матусовский)П. с ритмической инверсией:╔ | Красным | по´лымем |╚ | Заря | вспы´хнула; |╔ | По ли | цу´ земли |╚ | Туман | сте´лется; |╔ | Разго | ре´лся день |╚ | Огнем | со´лнечным, |╔ | Подо | бра´л туман |╚ | Выше | те´мя гор. |(А. Кольцов)П. со включением полудольных слогов:╔ | Лет до | ста´ расти |╚ | Нам без | ста´рости. |╔ | Год от | го´да расти |╚ | Нашей | бо´дрости. |╔ | Славьте, | мо´лот и стих, |╚ | Землю | мо´лодости. |(В. Маяковский)Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:Нач | ну на | фле´йте сти || хи пе | ча´льны;Зря | на Рос | си´ю чрез || страны | да´льны.У других поэтов:╔ Где | наша | ро´за,╚ друзь | я мо | и´? /\\╔ У | вяла | ро´за,╚ Ди | тя за | ри´. /\\(А. Пушкин)Ды | мится | по´ле, рас || свет бе | ле´ет,В сте | пи ту | ма´нной кри || чат ор | лы´. /\\И | дико | зво´нок их || плач го | ло´дныйСре | ди хо | ло´дной плы || вущей | мглы´. /\\(И. Бунин)Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: « | Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...» | .Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:Ды || мится | поле, /\\ рас || свет бе | леет, /\\В сте || пи ту | манной /\\ кри || чат ор | лы, /\\ /\\И || дико | звонок /\\ их || плач го | лодный /\\Сре || ди хо | лодной /\\ плы || вущей | мглы´. /\\ /\\Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):| Кабы | зна´ла я, || кабы | ве´дала, || Не смот | ре´ла бы || из о | ко´шечка || Я на | мо´лодца || разу | да´лого, || Как он | е´хал по || нашей | у´лице, || Набе | кре´нь зало || мивши | му´рмолку, || Как ли | хо´ва ко || ня бу | ла´нова, || Звонко | но´гого, || долго | гри´вого, || Супро | ти´в окон || на ды | бы´ вздымал.(А. К. Толстой)Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая доля трехдольной части, остается совершенно безударной двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):Без | во´дные золо | ти´стые пере | сы´пчатые бар | ха´ны /\\ /\\Стре | мя´тся в полусож | же´нную неиз | ве´данную стра | ну´, /\\ /\\ /\\Где | пра´вят в уеди | не´нии злато | ли´цые богды | ха´ны, /\\ /\\Вды | ха´я тяжело | ды´мную злато | о´пийную вол | ну´. /\\ /\\ /\\Где | в на´бережных фар | фо´ровых импе | ра´торские ка | на´лы /\\ /\\По | бле´скивают, пере | пле´скивают ко | ри´чневой чешу | е´й, /\\ /\\ /\\Где | в бе´лых обсерва | то´риях и библи | о´теках опа | ха´лы /\\ /\\Над | ру´кописями | ве´тхими, точно | ве´тер берего | во´й. /\\ /\\ /\\(Г. Шенгели)Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.