- риторические фигуры
- РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ — оратор) — термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) — стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла в Древней Греции (школа Пифагора). В России правила литературной стилистики в широком ее понимании были описаны в «Риторике» М. Ломоносова, который считал употребление Р. ф. признаком высокого стиля. К Р. ф. относились такие стилистические явления, как антитеза, гипербола, обращение, восклицание, астеизм, градация, прозопопея, ирония, уподобление, умолчание и пр.В настоящее время название Р. ф. сохранилось лишь за тремя явлениями стиля, относящимися к интонации:1) Риторический вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение:Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта?(А. Пушкин)Советская Россия,Родная наша мать!Каким высоким словомМне подвиг твой назвать?Какой высокой славойВенчать твои дела?Какой измерить меройЧто ты перенесла?..(М. Исаковский)Знакомые тучи!Как вы живете?Кому вы намереныНынче грозить?(М. Светлов)2) Риторическое восклицание, играющее ту же роль усиления эмоционального восприятия:Какое лето, что за лето!Да это просто колдовство.(Ф. Тютчев)Как были те выходы в степь хороши!Безбрежная степь, как марина.(Б. Пастернак)3) Риторическое обращение, рассчитанное на тот же эффект, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной; эта форма Р. ф. наиболее часто встречается в поэзии:Ветры мои, ветры, вы буйные ветры!Не можете ли, ветры, горы раскачати?Гусли мои, гусли, звончатые гусли!Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?(Русская народная песня)Дух бродячий! Ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень уст.О, моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.(С. Есенин)
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.