античная метрика

античная метрика
АНТИ´ЧНАЯ МЕ´ТРИКА (от лат. antiquus — древний и греч. μέτρον — мера) — система строения древнегреческого стиха, усвоенная затем и древнеримскими поэтами. Она основана на подиях, т. е. на стопах, и учитывает долготу и краткость слогов в стихе. Античная стопа — это определенная ритмическая группа долгих и кратких слогов, повторяющаяся в стихе данного размера. Краткий слог состоит из краткого гласного звука или согласного с гласным, его длительность составляет «хронос протос», — одну мору, или долю; следовательно, краткий слог — это одноморный (однодольный) слог, обозначается он значком «⌣». Долгий слог обычно бывает двуморным (двудольным), его длительность определяется или долгим гласным звуком, или сочетанием гласного с двумя-тремя согласными, или сочетанием согласного, гласного и двух согласных; обозначается он знаком «—» или (лучше) «⌣̅⌣̅», что указывает на его двудольное протяжение.
Двудольной стопы в А. м. не было, если не считать пиррихия, введенного в метрику позднее и представляющего собой замену долгого двудольного слога ⌣̅⌣̅ двумя краткими слогами ⌣⌣.
Стопы трехдольные: хорей, или трохей ⌣̅⌣̅⌣, ямб ⌣⌣̅⌣̅ и трибрахий ⌣⌣⌣.
Стопы четырехдольные: дактиль ⌣̅⌣̅⌣⌣, амфибрахий ⌣⌣̅⌣̅⌣, анапест ⌣⌣⌣̅⌣̅; спондей ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, дипиррихий, или прокелевзматик ⌣⌣⌣⌣.
Стопы пятидольные: пэон первый ⌣̅⌣̅⌣⌣⌣, пэон второй ⌣⌣̅⌣̅⌣⌣, пэон третий ⌣⌣⌣̅⌣̅⌣, пэон четвертый ⌣⌣⌣⌣̅⌣̅, бакхий ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, кретик, или амфимакр ⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅, антибакхий, или палимбакхий ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣.
Стопы шестидольные: молосс, или тримакр ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, ионик нисходящий, или большой ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣, ионик восходящий, или малый ⌣⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, антиспаст (ямбохорей) ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣, хориямб ⌣̅⌣̅⌣⌣⌣̅⌣̅.
Стопы семидольные: эпитрит первый ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, эпитрит второй ⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, эпитрит третий ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅, эпитрит четвертый ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣.
Стопы восьмидольные: диспондей ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ | ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ и дохмий ⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣̅⌣̅.
Из этих стоп составлялись античные стихотворные размеры. Сильная часть стопы с ритмическим ударением называется тезисом, слабая часть — арсисом. Словесные ударения в античном стихе располагаются свободно на любой доле стопы, вследствие чего структура античного стиха с ритмической инверсией существенно отличается от константных ритмов западноевропейского и русского классического стиха. Античные стихи нужно скандировать, соблюдая долготу слогов и интонационно выделяя ударные слоги в словах, часто не совпадающие с сильными по положению долями стопы. Группа слов в А. м. объединяется в метрический член или колон (стихотворная строка); группа членов, являющихся законченным ритмическим целым, называется периодом. Из периодов («ката стихон») или из разномерных членов и периодов, объединенных в одно целое, строилось античное стихотворение. Такое построение у греков называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из одной такой системы (в монодической лирике) или из нескольких систем (хоровая лирика и драматическая поэзия).
Помимо стихов, построенных на повторении определенной стопы, в А. м. существуют смешанные размеры, составленные из разных стоп; они называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и др.
А. м. оказала огромное влияние на формирование европейского стиха. Существующие в европейской поэтике названия стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из А. м. Однако европейские (в их числе и русские) ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не соответствуют античным: 1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2) акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях обязательно совпадает с сильными долями стопы (тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый характер ритма античного стиха определенного метра существенно отличается от ритма европейского стиха того же названия; например, античные хореи и ямбы — трехдольные стопы (⌣̅⌣̅⌣ и ⌣⌣̅⌣̅), в европейской же метрике они двудольны (⌣́⌣ и ⌣⌣́); античный дактиль — четырехдольная стопа (⌣̅⌣̅⌣⌣), поэтому он и заменяется равновеликим четырехдольным спондеем (⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅), в европейской же метрике дактиль — трехдольная стопа (⌣́⌣⌣), а спондей — двусложный ⌣́⌣́.
В истории русской поэтики известны попытки ввести в теорию и практику античные стопы с их долготой и свободной акцентуацией. Первая попытка принадлежит М. Смотрицкому (17 в.). Вторую теоретическую попытку сделали в 80-е годы 19 в. проф. Московского университета Р. Вестфаль и московский музыковед Ю. Мельгунов. Ни первая (практическая), ни вторая (теоретическая) попытки применения античных стоп в русской поэзии не нашли последователей.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "античная метрика" в других словарях:

  • метрика — и, только ед., ж., лит. 1) В стихосложении: учение о стихотворных размерах. Синонимы: стихове/дение 2) Сами стихотворные размеры. Синонимы: стихосложе/ние 3) Система стихотворных форм, употребительных в поэзии того или иного писателя, эпохи,… …   Популярный словарь русского языка

  • Метрика (стихосложение) — Метрика (греч. metrike, от métron мера, размер), 1) совокупность законов. строения стиха; то же, что стихосложение. 2) Наука о законах строения стиха; то же, что стиховедение. Преимущественно термин «М.» применяется к ранним эпохам изучения стиха …   Большая советская энциклопедия

  • МЕТРИКА — (греч. metrikē, от métron — мера, размер), 1) совокупность законов строения стиха — то же, что стихосложение; в узком смысле слова относится преимущественно к метрическому стихосложению, но расширительно говорится о всех системах… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Метрика — I Метрика (греч. metrike, от métron мера, размер)         1) совокупность законов. строения стиха; то же, что Стихосложение. 2) Наука о законах строения стиха; то же, что стиховедение. Преимущественно термин «М.» применяется к ранним эпохам… …   Большая советская энциклопедия

  • Метрика (поэзия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Метрика. Метрика (др. греч. μετρική, от μέτρον  мера, размер). Существует несколько значений: Cовокупность законов строения стиха. Также называется стихосложением. Преимущественно термин… …   Википедия

  • Квантитативная метрика — Метрическое (квантитативное) стихосложение, метрика (от др. греч. μέτρον  длина, протяжение, размер, лат. quantitas  количество), система стихосложения, при которой в стихе фиксируется только количество просодического времени. Если например в… …   Википедия

  • Метрическое стихосложение — Сюда перенаправляется запрос «Трибрахий». На эту тему нужна отдельная статья. Метрическое стихосложение, квантитативное стихосложение, метрика (от др. греч. μέτρον  длина, протяжение, размер, лат. quantitas  количеств …   Википедия

  • Квантитативное стихосложение — Метрическое (квантитативное) стихосложение, метрика (от др. греч. μέτρον  длина, протяжение, размер, лат. quantitas  количество), система стихосложения, при которой в стихе фиксируется только количество просодического времени. Если например в… …   Википедия

  • Мора — В Викисловаре есть статья «мора» У этого термина существуют и другие значения, см. Мора (значения). Мора (лат …   Википедия

  • Стих — Содержание 1 Стих в античном стихосложении 1.1 Стихи с двустопным метром …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»