- спондей
- СПОНДЕ´Й (греч. σπονδεῖος, от σπονδή — возлияние) — в античной метрике четырехдольная стопа о двух долгих слогах ⌣̅⌣̅ ⌣̅⌣̅. Стихи, составленные этим размером, предназначались в древней Греции для чествования богов и исполнялись при совершении возлияний ароматических веществ на пылающий жертвенник. Будучи изометричным дактилю (⌣̅⌣̅⌣⌣), С. употреблялся в античном гекзаметре, который состоит в основном из дактилических стоп. В применении к русскому силлаботоническому стиху С. называется такой ритмический ход в ямбе (а не в дактиле), когда рядом стоят два или более ударных слога. Например:Скучна мне оттепель; во´нь, гря´зь — весной я болен.(А. Пушкин)Куницыну да´нь се´рдца и вина!Он создал нас, он воспитал наш пламень.(Он же)Скопление С. в строке отяжеляет ритм стиха:Мне´ ми´л мо´й сты´д, о´н пра´во мне даетТебя лобзать, тебя на миг одинОтторгнуть от мучительных забот!(М. Лермонтов)Хотя певец земли роднойНе раз уж пел об нем,Но пе´снь — всё пе´снь, а жи´знь — всё жи´знь!Он спит последним сном.(Он же)В. Брюсов в последний период своего творчества нередко перенасыщал спондеическими ходами ямбические стихи, что воспринималось современниками как нововведение:Дуй, дуй, | Дувун! | Стон тьмы | по тру | бам,Стон, плач, | о чем? | по ком? | Здесь, там —По ржа | вым тра | вам, ах! | по тру | памДрем, тми | нов, мят, | по всем | цветам.(«Зимой»)Однако еще в 1761 г. поэт-экспериментатор А. Ржевский, последователь школы А. Сумарокова, написал ямбическую «Оду, собранную из односложных слов». Вот первая строфа:Как я стал знать взор твой,С тех пор мой дух рвет страсть;С тех пор весь сгиб сон мой;Стал знать с тех пор я власть.Ср. хориямб.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.