- тактометрический период
- ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКИЙ ПЕРИ´ОД — объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание. Вопрос о границах метрического стиха был поставлен в 19 в. русским теоретиком стиха А. Кубаревым, который в книге «Теория русского стихосложения» (1837) писал: «Пока из оснований рифмики (т. е. ритмики — А. К.) не будет положительно выведено, чем должно определять пространство стиха, до тех пор пределы его произвольны». О «пределах стопности стиха» и о пределах большой ритмической единицы говорил в своем «Трактате о русском стихе» Г. Шенгели (1923). Такой мерой «пространства стиха» является Т. п., он охватывает собой весь стих — от анакрузы до эпикрузы включительно. В классе трехдольников существует 12 видовых тактометрических периодов, в классе четырехдольников — 16, в классе пятидольников — 20 и в классе шестидольников — 24 периода. Теоретически в ритмических процессах формирования правильного метрического стиха могут участвовать 72 видовых Т. п. и, значит, 72 видовых контрольных ряда, а в пределах каждого ряда — множество типовых формообразований. Это — «динамические стереотипы» (И. П. Павлов), метрические эталоны стиховых размеров, в рамках которых формируется речевой процесс. Как большая мера ритмического процесса, Т. п. слагается из кратного повторения в нем первичной, малой метрической меры одного нз многодольников, которая называется кратой, отсюда — трехдольная крата, или трехдольник, четырехдольная крата, или четырехдольник, и т. д. Пределы кратности повторов определяются теми же количествами, что и при установлении классов многодольников, — трехкратный, четырехкратный, пятикратный и шестикратный повторы. Периоды объединяются в метрическом цикле (строфа). Из практики поэтов видно, что стих (поэтическая строка) не всегда совпадает с Т. п. Вот примеры.Стих и период совпадают. Четырехкратный четырехдольник второй:Без | отдыха пи | рует /\\ с дру | жиной уда | лой /\\ /\\И | ван Васильич | Грозный /\\ под | матушкой Мос | квой. /\\ /\\(А. К. Толстой)Размер тот же; стих и период не совпадают:╔ Лю | безный име | нинник, /\\╚ О, | Пущин доро | гой! /\\ /\\╔ При | брел к тебе пус | тынник, /\\╚ С от | крытою ду | шой. /\\ /\\(А. Пушкин)Четырехкратный четырехдольник первый; стих и период совпадают:| Осень! Обсы | пается /\\ | весь наш бедный | сад. /\\ /\\ /\\ || Листья пожел | телые /\\ | по ветру ле | тят. /\\ /\\ /\\ |(А. К. Толстой)Размер тот же; стих и период не совпадают:╔ | В сумерки ве | сенние /\\ |╚ | За листвой бе | рез /\\ /\\ /\\ |╔ | Гулко в отда | лении /\\ |╚ | Свистнул паро | воз. /\\ /\\ /\\ |(С. Маршак)Четырехкратный трехдольник второй; стих и период совпадают:Гля | жу как бе | зумный на | черную | шаль /\\И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /\\(А. Пушкин)Размер тот же; стих и период не совпадают:╔ Гус | тая кра | пива╚ Шу | мит под ок | ном, /\\╔ Зе | леная | ива╚ По | висла шат | ром. /\\(А. Фет)И, наконец, последний пример сличения двух одноразмерных периодов (четырехкратный четырехдольник четвертый), в первом случае стих совпадает с периодом:Ходила | по´ лесу, по | ве´ресу, а | ве´рес не тра | ва´.Любила | ма´льчика три | го´дика, как | ро´занчик цве | ла´.(Народная частушка)Во втором случае период разбит на пять стиховых строк по принципу рифмы:╔ Ночной зе | фи´р‖ Струит э | фи´р.‖ Шумит,‖ Бе | жи´т╚ Гвадалкви | ви´р.(А. Пушкин)То же без разбивки на строчки:Ночной зе | фи´р струит э | фи´р. Шумит, бе | жи´т Гвадалкви | ви´р.Запись Пушкина с разбивкой периода на пять строк объясняется строфической структурой стиха.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.