тактометрический период

тактометрический период
ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКИЙ ПЕРИ´ОД — объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание. Вопрос о границах метрического стиха был поставлен в 19 в. русским теоретиком стиха А. Кубаревым, который в книге «Теория русского стихосложения» (1837) писал: «Пока из оснований рифмики (т. е. ритмики — А. К.) не будет положительно выведено, чем должно определять пространство стиха, до тех пор пределы его произвольны». О «пределах стопности стиха» и о пределах большой ритмической единицы говорил в своем «Трактате о русском стихе» Г. Шенгели (1923). Такой мерой «пространства стиха» является Т. п., он охватывает собой весь стих — от анакрузы до эпикрузы включительно. В классе трехдольников существует 12 видовых тактометрических периодов, в классе четырехдольников — 16, в классе пятидольников — 20 и в классе шестидольников — 24 периода. Теоретически в ритмических процессах формирования правильного метрического стиха могут участвовать 72 видовых Т. п. и, значит, 72 видовых контрольных ряда, а в пределах каждого ряда — множество типовых формообразований. Это — «динамические стереотипы» (И. П. Павлов), метрические эталоны стиховых размеров, в рамках которых формируется речевой процесс. Как большая мера ритмического процесса, Т. п. слагается из кратного повторения в нем первичной, малой метрической меры одного нз многодольников, которая называется кратой, отсюда — трехдольная крата, или трехдольник, четырехдольная крата, или четырехдольник, и т. д. Пределы кратности повторов определяются теми же количествами, что и при установлении классов многодольников, — трехкратный, четырехкратный, пятикратный и шестикратный повторы. Периоды объединяются в метрическом цикле (строфа). Из практики поэтов видно, что стих (поэтическая строка) не всегда совпадает с Т. п. Вот примеры.
Стих и период совпадают. Четырехкратный четырехдольник второй:
Без | отдыха пи | рует /\\ с дру | жиной уда | лой /\\ /\\
И | ван Васильич | Грозный /\\ под | матушкой Мос | квой. /\\ /\\
(А. К. Толстой)
Размер тот же; стих и период не совпадают:
╔ Лю | безный име | нинник, /\\
╚ О, | Пущин доро | гой! /\\ /\\
╔ При | брел к тебе пус | тынник, /\\
╚ С от | крытою ду | шой. /\\ /\\
(А. Пушкин)
Четырехкратный четырехдольник первый; стих и период совпадают:
| Осень! Обсы | пается /\\ | весь наш бедный | сад. /\\ /\\ /\\ |
| Листья пожел | телые /\\ | по ветру ле | тят. /\\ /\\ /\\ |
(А. К. Толстой)
Размер тот же; стих и период не совпадают:
╔ | В сумерки ве | сенние /\\ |
╚ | За листвой бе | рез /\\ /\\ /\\ |
╔ | Гулко в отда | лении /\\ |
╚ | Свистнул паро | воз. /\\ /\\ /\\ |
(С. Маршак)
Четырехкратный трехдольник второй; стих и период совпадают:
Гля | жу как бе | зумный на | черную | шаль /\\
И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /\\
(А. Пушкин)
Размер тот же; стих и период не совпадают:
╔ Гус | тая кра | пива
╚ Шу | мит под ок | ном, /\\
╔ Зе | леная | ива
╚ По | висла шат | ром. /\\
(А. Фет)
И, наконец, последний пример сличения двух одноразмерных периодов (четырехкратный четырехдольник четвертый), в первом случае стих совпадает с периодом:
Ходила | по´ лесу, по | ве´ресу, а | ве´рес не тра | ва´.
Любила | ма´льчика три | го´дика, как | ро´занчик цве | ла´.
(Народная частушка)
Во втором случае период разбит на пять стиховых строк по принципу рифмы:
╔ Ночной зе | фи´р
‖ Струит э | фи´р.
‖ Шумит,
‖ Бе | жи´т
╚ Гвадалкви | ви´р.
(А. Пушкин)
То же без разбивки на строчки:
Ночной зе | фи´р струит э | фи´р. Шумит, бе | жи´т Гвадалкви | ви´р.
Запись Пушкина с разбивкой периода на пять строк объясняется строфической структурой стиха.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "тактометрический период" в других словарях:

  • период тактометрический — ПЕРИ´ОД ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКИЙ см. тактометрический период …   Поэтический словарь

  • равнодольность — РАВНОДО´ЛЬНОСТЬ В СТИХЕ´ (изометризм) главный структурный признак правильного метрического стиха, основанного на периодических повторах количественно определенной элементной группы (трехдольника, четырехдольника, пятидольника, шестидольника).… …   Поэтический словарь

  • ритм — (от греч. ῥυθμός соразмерность, стройность) мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах в музыке, в танце и в метрическом стихе. Внутренние законы Р. для этих искусств (периодичность и кратность) едины …   Поэтический словарь

  • тактометр, тактометрическая система — ТАКТОМЕ´ТР, ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКАЯ СИСТЕ´МА учение о ритмических структурах стиха, обусловленных максимальным использованием выразительных средств тактовой метрики. В отличие от силлаботонической теории стиха, сложившейся в России в 18 в. на… …   Поэтический словарь

  • контрольный ряд — КОНТРО´ЛЬНЫЙ РЯД пространственная модель тактометрического периода, в пределах которого образуются нормы реального стиха. Всякий правильный период определенного вида расчленяется на равновеликие части равномерными метрическими акцентами, которые… …   Поэтический словарь

  • брахиколон — БРАХИ´КОЛОН (греч. βραχύς короткий и κῶλον член; здесь: стих, строка) стихотворение или часть стихотворения, каждая строка которого состоит из односложного слова. Например: Бей тех, чей смех! Вей, рей, сей снег! (Н. Асеев) Ритмологически эти… …   Поэтический словарь

  • крата — КРА´ТА (др. рус. раз) первичная мера правильного метрического стиха, построенного на повторности одной из четырех элементных групп трехдольника, четырехдольника, пятидольника и шестидольника. Как показывает практика поэтов, пределы повторности… …   Поэтический словарь

  • тактовик — ТАКТОВИ´К своеобразная форма русского стиха; структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей гармоничное сочетание в стихе любых ритмических модификаций краты: полносложных и неполносложных (паузных); ритмической… …   Поэтический словарь

  • биметрия — БИМЕТРИ´Я (от лат. bis дважды и греч. μέτρον мера) двойная читка стиха, двойная интерпретация а) в результате явной двойственности его метрического строя или б) вследствие неясности и сложности его ритмической структуры. Примером Б. первого… …   Поэтический словарь

  • метр — (от греч. μέτρον мера) 1) в античном понимании стопа. 2) В более распространенном значении стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании однородных стоп, например: ямбический М., хореический М., дактилический М. Некоторые… …   Поэтический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»