частушка

частушка
ЧАСТУ´ШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.) — фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это — народная поэтическая миниатюра, тематика которой охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр., отсюда Ч. политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т. д. Подобные миниатюры существуют у всех народов мира. Долгое время Ч. не привлекала внимания собирателей русского фольклора. В сборнике А. И. Соболевского «Великорусские народные песни» напечатано несколько старинных Ч. (17—18 вв.). Систематически записывать Ч. стали лишь в начале 20 в., а подлинный интерес к ней появился в советскую эпоху, когда Ч. приобрела особо действенную силу общественно-политической агитации.
Ч. — самая устойчивая и вместе с тем подвижная форма русской народной поэзии. Тематическое разнообразие Ч. и необыкновенно емкая метрическая форма ее, выработанная на протяжении многих десятилетий, позволяют поэту экспромтом, на лету схватить любую мысль, характерную деталь, острый штрих. Монострофичность Ч. придает ей предельную сжатость, ее фрагментарность не требует продолжения. В этом — сила Ч. В лучших русских Ч., как ни в какой другой форме народной поэзии, проявилось поразительное ритмическое чувство народа, его жизнерадостность, языковая артистичность и фонетическая прозрачность речи. Мастерство стиха в Ч., достигающее порой ювелирной виртуозности, стало возможным лишь в результате колоссальной практики и глубокой народной традиции, не застывшей в заранее выработанных формах, а беспрерывно развивающейся и совершенствующейся в живом общении друг с другом безвестных народных поэтов. Злободневность Ч. позволила выработать чрезвычайно подвижные формы стиха, в которых комбинации ритмических модификаций четырехдольника используются с необыкновенной смелостью.
Частушки не обязательно распевать. Они великолепно читаются как стихи с соблюдением того точного ритмического рисунка, который присутствует в структуре каждой народной Ч. Поразительно, что на таком маленьком «пятачке», в пределах двустиший, неистощимая народная изобретательность показывает пути дальнейшего развития национальных форм русского стиха, построенного не на условной стопе силлаботонической теории, а на принципе тактовой метрики с многофигурными модификациями четырехдольника. Горький в статье «О бойкости» писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на „частушки“ — непрерывное и подлинно „народное“ творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках провинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов... Частушки строятся из чистого языка».
По своей конструкции Ч. является метрической двустишной монострофой с рифмами, народным дистихом, построенным на двух тактометрическпх периодах. Каждый период — это четырехкратный четырехдольник, содержащий в себе 16 долей (4×4=16); следовательно, каждая Ч. заключает в себе 32 доли и может вместить речевой максимум в 32 слога, по 16 слогов в периоде. Но не всегда период в Ч. заполняют 16 слогов. При неизменном метрическом объеме количество слогов в Ч. переменчиво и при 16-дольной норме периода в нем иногда бывает 8 и даже 7 слогов; но есть редкие случаи, когда максимум повышается до 17 слогов в периоде. Объясняется это остроумным совмещением в периоде различных полносложных и паузных ритмических модификаций четырехдольника: константных ⌣́⌣⌣⌣, ⌣́⌣⌣ ^ , ⌣́⌣ ^ ^ , ⌣́ ^ ⌣ ^ , ⌣́ ^ ^ ^ , ⌣́ ^ ^ ⌣, ⌣⌣⌣́⌣, ^ ⌣⌣́⌣, ⌣̅́⌣̅⌣⌣, ⌣̅⌣̅⌣́⌣, ⌣̅́⌣̅⌣̅⌣̅, инверсированных ⌣⌣́⌣⌣, ⌣⌣́ ^ ^ , ⌣⌣⌣⌣́, ⌣⌣́⌣⌣́ нейтральных, безударных ⌣⌣⌣⌣, ⌣⌣⌣ ^ , ⌣⌣ ^ ^ , ⌣ ^ ^ ^ , ⌣̅⌣̅⌣⌣, ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ и т. п. Не равносложие, а принцип равнодольности (16 долей в периоде) определяет структуру метрического стиха Ч. Четырехкратный четырехдольник содержит в себе четыре вида и соответственно четыре контрольных ряда:
I вид | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ |
II вид ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣
III вид ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣
IV вид ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́
Видовые тактометрические периоды четырехдольника определяются положением анакрузы и эпикрузы. Четырехдольник первого вида — закрытого контура, в нем нет анакрузы (нулевая анакруза), остальные три имеют открытые контуры и в каждом из видов свои анакруза и эпикруза. Обычно норма фразостроения в Ч. совпадает с тактометрическим периодом. Как бы ни менялись количество и характер слогов Ч. (долгие, краткие и кратчайшие), какой бы структуры ни были паузные модификации, долевой объем любой частушки остается неизменным: 16 долей в периоде, а вся Ч. — 32 доли. Ч. следует читать четким метрическим речитативом. Многие частушки паузного строя представляют собой образцы народного тактовика.
Ниже приводится ряд Ч., расположенных в порядке убывании слогового состава — от полносложных к паузным формам тактовика. Слова, на которые приходится ритмическая инверсия, выделены. Цифры слева обозначают количество слогов в строке.
Четырехдольник первый.
Контрольный ряд | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | .
16 | Скоро, скоро | я уеду, | не найдешь, ми | лашка, следу. |
15 | Занесет тро | пиночку, о | ставлю сиро | тиночку. /\\ |
15 | Я кошу, за | мной растет зе | леная о | тавушка. /\\ |
15 | С беспартийны | ми гулять — од | на худая | славушка. /\\ |
15 | Я девчонка | некрасива, | зато завле | кательна. /\\ |
14 | За работу | получу /\\ | орден обя | зательно. /\\ |
14 | Подруженьки | про меня /\\ | говорят, что | модница. /\\ |
14 | Мне и надо | модной быть, /\\ | потому — кол | хозница. /\\ |
13 | По-одру-уж | ка моя, под | руженька ак | тивная, /\\ |
15 | Никогда не | надоест ра | бота коллек | тивная. /\\ |
13 | Товарочка | милая, /\\ | работаем | вме-есте, /\\ |
14 | Выполняем | на сто сорок, | выполним на | две-ести. /\\ |
13 | Я купила, | милый мой, /\\ | новую «По | беду». /\\ /\\ |
13 | На свиданье | не придешь, /\\ | я к тебе при | еду. /\\ /\\ |
12 | Винтовочка | тук- /\\ тук, | а красные | тут, /\\ тут. /\\ |
14 | Пулеметы | тра-та-та, /\\ | а белые | ла-та-та. /\\ |
12 | У меня /\\ | на руке /\\ | серебряны | ко-ольца. /\\ |
13 | Разрешите | погулять /\\ | с вами, комсо | мо-ольцы? /\\ |
14 | Не пойду я | за попа, пой | ду за комму | ни-иста. /\\ |
11 | Буду жить /\\ | без венца /\\ | /\\ годиков | три-иста. /\\ |
12 | Миленькая | Настенька, /\\ | вышей мне пла | ток, /\\ /\\ /\\ |
12 | Ниточкою | красненькой /\\ | серп и моло | ток. /\\ /\\ /\\ |
11 | Де-евчо-он | ки, беда! /\\ | Некуда де | ва-аться! /\\ |
13 | По колено | борода, /\\ | лезет цело | ва-аться. /\\ |
10 | Эх, /\\ скрип, /\\ | скрип, /\\ скрип, /\\ | новые бо | ти-инки. /\\ |
14 | Мы, девчонки, | трактористки, | как одна, — кар | ти-инки. /\\ |
11 | Ай /\\ да, /\\ | ай /\\ да. /\\ | моя милка | молода. /\\ |
12 | Молода го | до-очком, /\\ | глупая у | мо-очком. /\\ |
7 | Ми-илый /\\ | мой, /\\ по-ой | дем /\\ до-о | мой! /\\ /\\
16 — Пой | дем, моя за | бавница, с ве | селого гу | ляньица. /\\ |
8 | Ох /\\ ты, /\\ | ох /\\ ты /\\ | де-евка /\\ | в ко-офте. /\\ |
14 | Всех целуйте | и милуйте, | а меня не | тро-огте! /\\ |
9 | Товарочки | говорят /\\ | про /\\ /\\ /\\ | что? /\\ /\\ /\\ |
12 | Меня милень | кий не любит, | а /\\ мне-то | что! /\\ /\\ /\\ |
10 | По-ошел /\\ | пля-асать, /\\ | сапоги-то | рву-утся, /\\ |
10 | Ка-афтан /\\ | до /\\ пят, /\\ | девушки сме | ю-утся. /\\ |
8 | И-играй, /\\ | Ти-ишка, /\\ | пля-аши, /\\ | Ти-ишка, /\\ |
11 | У тебя, /\\ | Ти-ишка, /\\ | с трудоднями | кни-ижка. /\\ |
9 | И /\\ бей, /\\ | ла-апти, /\\ | колоти /\\ | ла-апти, /\\ |
8 | Му-ужья /\\ | гла-адки, /\\ | спле-етут /\\ | ла-апти. /\\ |
Четырехдольник второй.
Контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣.
16 По | тоненькой те | синочке хо | дил я к сиро | тиночке,
16 По | тоненькой е | ловенькой хо | дил я к черно | бровенькой.
16 Ве | селая дев | чоночка кор | мила поро | сеночка,
15 /\\ | Поросено | чек достался | в премию ми | леночку.
17 У | мамы кофты | попросила, | мама пальцем | погрозила: |
14 | Вот те кофта | с лапами, /\\ | не сиди с ре | бятами.
15 Си | дела на ска | меечке, /\\ | ела кара | мелечки,
15 /\\ | Ела, улы | балася, ска | зали: цело | валася!
15 Да | что тебя за | ставило /\\ | выходить за | старого?
14 /\\ | Соблазнили | денежки /\\ | глупенькую | девушку.
14 Пой | дем, подружень | ка, домой, — /\\ | солнце ниже | ели, /\\
14 /\\ | Моего ми | ло´го нет, а | ваши надо | ели. /\\
11 На | улицу пой | дем, /\\ /\\ чуб- | ку-удри навь | ем, /\\ /\\
11 А | с улицы до | мой, /\\ /\\ чуб- | ку-удри до | лой! /\\ /\\
10 Рас | сы-ыпчива | та, /\\ /\\ раз | га-арчива | та, /\\ /\\
11 Рос | то-очком ма | ла, /\\ да при | ма-анчива | та. /\\ /\\
9 Пля | сать /\\ по-ой | ду /\\ по по | ля-ано-оч | кам, /\\ /\\
11 Гла | зами пове | ду /\\ по ми | лё-оно-оч | кам. /\\ /\\
9 Гар | монь /\\ мо-о | я /\\ голо | си-иста-а | я, /\\ /\\
10 Кол | хо-озная | рожь /\\ коло | си-иста-а | я. /\\ /\\
Четырехдольник третий.
Контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣.
16 Мы сво | их лентяев | знаем, по по | ходке уга | даем;
16 Ноги | длинные, кри | вые, штаны | рваные, ху | дые.
15 Пома | лешеньку, А | лешенька, жер | диночкой и | ди!
16 Не уро | ни свою таль | яночку и | сам не упа | ди. /\\
15 За мной | трое, за мной | трое, за мной | трое, как о | дин: /\\
15 Предсе | датель сельсо | вета, агро | ном и брига | дир. /\\
16 Гово | рит мне мама | строго: Поче | му не веришь | в бога?
14 А я | прямо ей в от | вет: /\\ Пото | му что бога | нет. /\\
14 Подру | женька, дроби, | бей — /\\ разве | хуже мы лю | дей? /\\
15 Мы с то | бою зара | ботали по | триста трудо | дней. /\\
14 Сидит | лодырь у во | рот, /\\ широ | ко разинув | рот, /\\
14 И ни | кто не разбе | рет, /\\ где во | рота, а где | рот. /\\
13 Эх, /\\ | карие гла | за, да вы гу | би-ительны | е. /\\
14 Комсо | мольские ре | бята рассу | ди-ительны | е. /\\
12 Гово | рят /\\ про ме | ня, /\\ что я | ху-уденька | я, /\\
14 Десять | юбочек на | дену, буду | кру-угленька | я! /\\
12 Комсо | мо-ольца лю | бить — /\\ надо | чи-исто хо | дить, /\\
13 А /\\ | в кофточке та | кой /\\ не по | любит ника | кой. /\\
11 Са-а | по-ожки мо | и, /\\ носы | ла-аковы | е, /\\
13 Что у | девок, что у | баб — /\\ оди | на-аковы | е. /\\
11 Эх, /\\ | ла-апти мо | и, /\\ лапти | стро-очены | е! /\\
12 В церкви | о-окна те | перь /\\ зако | ло-оченны | е! /\\
11 Ты не | стой /\\ у ок | на, /\\ не под | сма-атри-и | вай. /\\
11 Мне не | быть /\\ за то | бой, /\\ не под | сва-аты-ы | вай. /\\
9 Эх, /\\ | я-абло-оч | ко, /\\ нали | ва-ае-ет | ся, /\\
13 Пролетарии всех | стран соеди | ня-аю-ут | ся! /\\
11 Я на | ре-ечке бы | ла, /\\ бело | мы-ыла-а | ся; /\\
10 Се-ер | де-ечко бо | лит — /\\ просту | ди-ила-а | ся. /\\
10 Паро | ход /\\ плы-ы | вет, /\\ а дым | ко-ольца-а | ми, /\\
10 Он сю | да /\\ /\\ и | дет /\\ с комсо | мо-ольца-а | ми. /\\
9 Дул, /\\ | дул /\\ Фе-е | дул /\\ оди | но-очко-о | ю, /\\
10 И по | дул /\\ в ко-ол | хоз /\\ вместе | с до-очко-о | ю. /\\
8 Эх, /\\ | бу-уду /\\ | я /\\ с о-об | но-овко-о | ю. /\\
10 Подру | жи-илась /\\ | я /\\ с сорти | ро-овко-о | ю. /\\
8 По-од | шу-убо-о | ю, /\\ по-од | бе-ело-о | ю /\\
8 По-ой | ду /\\ пля-а | сать, — /\\ ра-аз | де-ела-а | ю. /\\
Четырехдольник четвертый.
Контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́.
16 Ходила | по лесу, по | вересу, а | верес — не тра | ва,
16 Любила | мальчика три | годика, как | розанчик цве | ла.
16 Аэро | план летит вы | соко, мне е | го чуть-чуть ви | дать,
15 /\\ Моя | милка уле | тела, не с кем | больше мне гу | лять.
16 Косил ми | ленок на лу | гу, просил те | семку голу | бу:
14 /\\ Дай, ми | лашка, поно | сить, /\\ весе | лей будет ко | сить.
12 Аэро | план /\\ ле-е | тит, моторчик | но-ове-ень | кий,
12 Уехал | в а-арми-и | ю мой черно | бро-ове-ень | кий.
Ритмический вариант этой же частушки:
Аэро | план /\\ летит | /\\ ´ моторчик | но-овенький, | /\\
Уехал | в а-армию | /\\ ´ мой черно | бро-овенький. | /\\
Как видим, основной массив народных Ч. относится к четырехдольникам первого и третьего видов. Помимо дистихов, среди Ч. изредка встречаются тристихи и моностихи.
Пример тристиха:
15 | Я вечор ве | черовала, | одну думу | думала. /\\ |
14 | Милый шел и | не зашел, /\\ | огонек за | дунула. /\\ |
14 | Огонек за | дунула, /\\ | о другом за | думала. /\\ |
Примеры моностиха (страдания):
Гар | моньица, раз | бавница, раз | бавь мое стра | даньице.
Или:
Давай, | милка, страдать | вместе, я в гар | монью, а ты | в песни.
Или:
| Шила кисет | труди´лася, | подарила — | влюби´лася. |
В ряде Ч. наблюдается одно ритмическое своеобразие, свойственное народной поэзии, это — полудольные или кратчайшие слоги в стихе, они произносятся вдвое быстрее, чем остальные слоги: одна долевая ячейка вмещает в себя два слога:
| Батюшка, от | дай, отдай, в со | гласную се | меюшуку, /\\ |
| Чтоб меня не | обижали, мо | лоденькую | девушку, /\\ |
Дайте | лодочку не | крашену, не | крашено вес | ло. /\\
Вниз по | реченьке по | еду куда пла | точек унес | ло. /\\
Эх, /\\ я-абло-оч | ко, /\\ раззо | ло-оче-е | но, /\\
Ты, Ан | танта, не фор | си, пока не ко | ло-оче-е | на. /\\
В последней Ч. представлены все три структурные состояния слогов в метрическом стихе, все три вида ритмической долготы — краткие (однодольные), долгие (двудольные) и кратчайшие (полудольные).

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "частушка" в других словарях:

  • частушка — припевка, запевка, песенка Словарь русских синонимов. частушка сущ. • припевка • запевка Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • ЧАСТУШКА — короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества 2 й пол. 19 20 вв …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, частушки, жен. (лит.). Произведение устной народной поэзии четверостишие (или двустишие с двумя полустопами в каждом стихе) лирического или злободневного и шутливого содержания, исполняемое на определенный напев. Толковый словарь… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЧАСТУШКА — ЧАСТУШКА, и, жен. Народная песенка четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно шутливого содержания. Петь, играть частушки. | прил. частушечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Частушка — короткая (обычно 4 строчная), исполняющаяся в быстром темпе рифмованная песенка преимущественно любовного, нередко общественного содержания; популярный жанр русского народно музыкального творчества 2 й пол. ХIХ – ХХ вв. Большой толковый словарь… …   Энциклопедия культурологии

  • Частушка — ЧАСТУШКА, короткая (обычно 4 строчная), исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка (припевка) преимущественно любовного, нередко злободневного содержания; популярный жанр русского народного словесно музыкального творчества последней трети 19 …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Частушка —         жанр русского словесно музыкального народного творчества, короткая (обычно 4 строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 в.; генетически связана с традиционными (преимущественно… …   Большая советская энциклопедия

  • Частушка — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) …   Википедия

  • ЧАСТУШКА — Короткая рифмованная народная песенка, которая исполняется в быстром темпе на определенную мелодию. Название происходит от слова частый быстрый, повторяющийся много раз. Оно отражает манеру исполнения частушки: ее поют быстрым говорком («часто») …   Лингвострановедческий словарь

  • частушка — и, род. мн. часту/шек, ж. Жанр русского словесно музыкального народного творчества, куплеты в две или четыре строки, распеваемые одним или попеременно несколькими исполнителями. Распевать частушки. За окном высокий женский голос лихо запел… …   Популярный словарь русского языка

  • частушка — жанр фольклора; двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куплеты песенно декламационного характера с ярко выраженной установкой на исполнение перед слушателями. Рубрика: Роды и жанры литературы Род: Жанры фольклора Прочие ассоциативные связи …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»