- эпитет
- ЭПИ´ТЕТ (греч. ἐπίθετον — приложение) — в собственном смысле, образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь Э. нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются Э., потому что они дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар», «снег белый, мягкий и легкий, как лебяжий пух». Некоторые теоретики литературы неправильно придают Э. расширительное значение стилистической фигуры, выражаемой разными частями речи, например глаголом. Между тем Э. — это всегда метафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения. Само происхождение слова говорит о том, что Э. как часть речи — это прилагательное, но не определительное, а художественное, образное. История Э. и его роль в стилистике еще не разработана, если не считать небольшой фрагментарной работы А. Веселовского «Из истории эпитета», где автор пытается дать классификацию Э., разделяя их на тавтологические (солнце красное, белый свет), пояснительные (столы белодубовые, ножки резвые, добрый конь), метафорические (черная тоска, мертвая тишина, седая земля) и синкретические или т. н. «цветные» (пестрая тревога, розовый стыд, зеленый шум). Во всех его четырех рубриках имеется один общий признак, свойственный Э., это — метафоричность. Наиболее устойчивым оказался термин «постоянный эпитет»; постоянные эпитеты характерны для народной поэзии (поле чистое, море синее, тучи черные, солнце красное) и для эпических поэм Гомера, являющихся результатом народного творчества (светлоокая Афина, розоперстая Эос, Одиссей хитроумный, громоносный Кронион и т. д.).Примеры Э. у Пушкина:Сияньем тощим фонаряГлухие своды озаря,Идут...В тщеславном тлении кругомПочиют непробудным сномВысокородные бароны...А ночью слушать буду яНе яркий голос соловья...Э. у других поэтов:Вдруг животрепетным сияньемКоснувшись персей молодых,Румяным, громким восклицаньемРаскрыло шелк ресниц твоих.(Ф. Тютчев)И серебром облиты лунным,Деревья мимо нас летят,Под нами с грохотом чугуннымМосты мгновенные гремят.(А. Фет)От весел к берегу кудрявый след бежал.(Он же)Я из твоих соблазнов затаюНе влажный блеск малиновых улыбок, —Страдания холодную змею.(И. Анненский)И на севрском фарфоре ржаныеСухари и глазастый ландрин.(С. Поделков)Иногда роль Э. играют эпитетные местоимения, выражающие превосходную степень какого-либо состояния:Она Тарквинию с размахаДает пощечину, да, да!Пощечину, да ведь какую!(А. Пушкин, «Граф Нулин»)Ведь были схватки боевые,Да, говорят, еще какие!(М. Лермонтов)В непостижимом этом взореЖизнь обнажающем до дна,Такое слышалося горе,Такая страсти глубина.(Ф. Тютчев)Звенела музыка в садуТаким невыразимым горем.(А. Ахматова)И такой на небе месяц,Хоть иголки подбирай.(М. Исаковский)Царь взглянул с такой меланхолией,Что присел заграничный гость,Будто вбитый по шляпку гвоздь.(А. Вознесенский)В нижеследующем отрывке эпитетные прилагательные выделены, их следует отличать от обычных определительных прилагательных, которые в тексте не подчеркнуты:И там, когда вечерняя заряБледнеющим румянцем одеваетВершины гор, — пустынная змеяИз-под камней, резвяся, выползает;На ней рябая блещет чешуяСеребряным отливом, как блистаетРазбитый меч, оставленный бойцомВ густой траве на поле роковом.(М. Лермонтов)См. постоянный эпитет.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.