- ассонанс
- АССОНА´НС (франц. assonance — созвучие) — 1) распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике А. принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. А. встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщине» и других древних памятниках русской письменности. Например, А. в «Слове о полку Игореве»:...рища в тропу Трояню,чрес поля на горы, —пети было песнь Игореви......Коли Игорь соколом полете, —тогда Влур влъком потече...А. пересыпаны русские народные стихи — песни, частушки, пословицы и поговорки:Девушка спесива —Не дала спасибо,Дружком не назвала.Аленушка не добра,Испить воду не дала.Чернобровый большой пареньПоложил на сердце камень.Дарю платок — сини коймы,Утирайся, милый, помни.Милый — сокол, милый — лебедь,Как соскучится — приедет.Вот А. в частушках Ярославской области:Сошью платьице с оборкой,На оборке вышью буф.Нету время тяжелее,Когда милый любит двух.Веселее пой, гармошка,Громче, черномехая,Моя милка по дорожкеНа фордзоне ехала.Подруженьки про меняГоворят, что модница.Мне и надо модной быть,Потому — колхозница.Наряду с рифмами А. встречаются в произведениях русских виршевиков. Реформой стихосложения, произведенной Тредиаковским — Ломоносовым, был установлен принцип классической рифмы: от гласного ударного звука до конца слова все звуки должны совпадать. Однако у русских классиков иногда можно найти среди строгих рифм и А., например у Пушкина:И перед синими рядамиСвоих воинственных дружин,Несомый верными слугами,В качалке, бледен, недвижим,Страдая раной, Карл явился.(«Полтава»)Но уж дробит каменья молот,И скоро звонкой мостовойПокроется спасенный город,Как будто кованной броней.(«Путешествие Онегина»)Развитие А. в русской поэзии конца 19 и начала 20 вв. следует рассматривать как важный момент поисков новых выразительных средств. В советскую эпоху А. пользуются почти все русские поэты. Вот начало поэмы В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин», где первые две строфы целиком выдержаны в системе А.:Время —начинаюпро Ленина рассказ.Но не потому,что горянету более,время потому,что резкая тоскастала ясною,осознанною болью.Время,сноваленинские лозунги развихрь!Нам лирастекатьсяслезной лужею?Ленини теперьживее всех живых.Наше знанье —силаи оружие.Вот ряд образцов А. в стихах других советских поэтов:Мне хочется домой, в огромностьКвартиры, наводящей грусть.Войду, сниму пальто, опомнюсь,Огнями улиц озарюсь.(Б. Пастернак)Поздравляю вас, мама,с днем рождения вашего сына.За него вы волнуетесь,и волнуетесь сильно.Вот лежит он,худущий,больной и неприбранный,Неразумно женатый,для дома неприбыльный.(Е. Евтушенко)Подолгу наблюдали мы закат,Соседей наших клавиши сердили.К старинному роялю музыкантСклонял свои печальные седины.(Б. Ахмадулина)Когда в душе души избыток —Ни мелких чувств, ни слов избитых.Душа по-новому щедра,Добра, как песенка щегла.(Р. Казакова)2) Повтор ударных, преимущественно гласных звуков внутри стиха. Внутренние А. встречаются в русском народном стихе, например в песне «Ах вы, сени, мои сени»:...Сени новые, кленовые, решётчатые......Выпускала сокола из правого рукава......Полети ты, мой сокол, высоко и далеко,И высоко и далеко на родиму сторону.Внутренним А. мастерски пользовался Пушкин, например в следующих стихах, построенных на гулком «у»:Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь своим мечтам.Весьма выразительны внутренние А. у М. Лермонтова на «у» и на «а» в стихотворении «Бородино»:У наших ушки на макушке,Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки —Французы тут как тут.Забил заряд я в пушку тугоИ думал: угощу я друга!.....Вот затрещали барабаны —И отступили басурманы.Тогда считать мы стали раны,Товарищей считать.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.