- биметрия
- БИМЕТРИ´Я (от лат. bis — дважды и греч. μέτρον — мера) — двойная читка стиха, двойная интерпретация а) в результате явной двойственности его метрического строя или б) вследствие неясности и сложности его ритмической структуры. Примером Б. первого порядка служат следующие строки:Вечерний свет погас.Чуть дышет гладь воды.Настал заветный часДля искристой звезды.(К. Бальмонт)Эти стихи можно прочитать следующим образом (для наглядности каждое двустишие, образующее собой завершенный тактометрический период, записывается в одну строку):Ве | черний свет по | гас. /\\ /\\ Чуть | дышет гладь во | ды. /\\ /\\На | стал заветный | час /\\ /\\ для | искристой звез | ды. /\\ /\\Перед нами четырехкратный четырехдольник второй с двудольной паузой в каждом полупериоде. Но эти же стихи читаются как беспаузный шестидольник второй, который обычно входит в состав так называемого шестистопного ямба:Ве | черний свет по | гас. Чуть | дышет гладь во | ды.На | стал заветный | час для | искристой звез | ды.Каждый из вариантов этих биметричных строк вполне закономерен.Классическим примером возможности двойного прочтения служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Лермонтова. Это произведение может быть прочитано как дисметрические стихи (народный трехударник) и как метрические стихи (народный тактовик). Вот дисметрическое толкование стихотворной структуры «Песни»:Ох ты го´й еси, царь Ива´н Васи´льевич!Про тебя´ нашу пе´сню сложи´ли мы,Про твово´ люби´мого опри´чника,Да про сме´лого купца´, про Кала´шникова;Мы сложи´ли её на стари´нный лад,Мы пева´ли её под гусля´рный звонИ причи´тывали ( /\\ ´) да приска´зывали.А теперь те же стихи вставим в рамки тактовика и проскандируем четким речитативом, подобно стихам «Высота, высота поднебесная» (четырехкратный четырехдольник третий):Ох ты | гой еси, /\\ | царь Иван Ва | си-илье-е | вич! /\\Про те | бя /\\ нашу | пе-есню сло | жи-или /\\ | мы, /\\Про тво | во /\\ лю-у | бимого оп | ри-ични-и | ка, /\\Да про | смелого куп | ца, /\\ про Ка | ла-ашнико | ва; /\\Мы сло | жи-или е | ё /\\ на ста | ри-инный /\\ | лад, /\\Мы пе | ва-али е | ё /\\ под гус | ля-арный /\\ | звон /\\И при | чи-ытыва | ли /\\ да прис | ка-азыва | ли. /\\Биметричными также становятся стихи в результате смещения ритма, которое возникает в случае очень резкой и продолжительной ритмической инверсии; обычно это происходит со стихами шестидольного строя, когда под влиянием инверсированной передвижки ударных слогов в стихе получается трехдольный ритм ⌣⌣́⌣ | ⌣⌣́⌣ вместо шестидольного ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ = ⌣⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣.Смещение ритма в шестидольниках под влиянием ритмической инверсии — явление, нередко встречающееся в народной поэзии. Для примера можно указать на стихотворение «Ночка»; его сложная ритмическая структура выдержана в размере шестидольника, но в конце стихотворения ритм шестидольника как бы соскальзывает на трехдольный под влиянием сильнейшей ритмической инверсии, падающей на первую половину шестидольника. Вот начало и конец «Ночки» (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, подчеркнуты):| Ночка, моя | ночка, || ночка темна | я, /\\ || Ночка темна | я, да || ночь осення | я. /\\ || Ночь осення | я, да || не последня | я! /\\ || ...На этой на | речке || купался бо | бер, /\\ || Купался, ку | пался — || не выкупал | ся, /\\ || Не выкупал | ся — да || весь вымазал | ся. /\\ || На горку взо | шел — /\\ || отряхивал | ся, /\\ || Отряхивал | ся, /\\ || охорашивал | ся, /\\ || Хотят бобра | бить, /\\ || хотят застрелить, /\\ || Хотят шубу | шить, /\\ || бобром обло | жить. /\\ |Аналогичное смещение ритма наблюдается в шестидольниках Т. Шевченко, в частности в начале поэмы «Гайдамаки» («Все йде, все минає — і краю немає»), которое, к сожалению, под влиянием силлаботонической теории читается и переводится на русский язык как амфибрахическое, в то время как Шевченко не писал амфибрахическим размером (см. шевченковский стих).
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.