- паузник
- ПА´УЗНИК трехдольный, или паузный трехдольник, — термин С. Боброва, присвоенный стиху трехдольного размера, отдельные стопы которого представляют собой неполносложные, паузные модификации, т. е. не только ⌣́⌣⌣, а ⌣́⌣ ^ , ⌣́ ^ ^ , ⌣ ^ ^ ; ^ ⌣⌣, ^ ⌣ ^ , ^ ^ ⌣ и пр., или модификации с протяжением слогов (долгие слоги) ⌣̅́⌣̅⌣, ^ ⌣̅⌣̅, ⌣⌣̅⌣̅. Введение этого термина (не соввсем точного) в русскую поэтику было вызвано появлением в русской поэзии начала 20 в. большого количества стихов паузной формы, отличавшихся от классического полносложного трехдольника настолько, что многие читатели и даже литературоведы (например, С. А. Венгеров) не умели ритмически их рецитировать, считая подобные стихи неправильными. Между тем П. был стихом давней русской традиции (см. пауза), и практика символистов, акмеистов и других литературных школ явилась лишь развитием и закреплением этой формы стиха. В настоящее время П. ни у кого не вызывают сомнения в правильности их метрического строения. Они бытуют в советской поэзии наравне с полносложным стихом. Узаконителем П. в русской поэзии считается А. Блок. Дальнейшее развитие П. нашло себе место в поэзии В. Брюсова, А. Ахматовой, В. Маяковского, Б. Пастернака, С. Есенина, А. Асеева, С. Кирсанова, А. Суркова, А. Прокофьева, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и многих других поэтов. Примеры П.:/\\ | Пристань без | молвна. Зем | ля /\\ близ | ка. /\\Зем | ли /\\ не | видно, /\\ | Ночь глубо | ка. /\\Сто | ю /\\ на | се-ерых | мокрых до | сках. /\\/\\ | Буря хо | хочет в се | дых /\\ куд | рях. | /\\(А. Блок)Пус | кай мы рос | ли ноже | вые,А | сестры рос | ли, /\\ как | май. /\\Но | все же гла | за /\\ жи | выеПе | ча-ально | не поды | май. /\\(С. Есенин)/\\ | Землю,где | воздух,как | сла-адкий | морс, /\\/\\ | бросишьи | мчишь, коле | ся /\\ /\\ | /\\ /\\но | землю,с ко | торою |вме-есте | мерз, /\\во | векразлю | бить /\\ нель | зя. /\\ /\\ | /\\ /\\(В. Маяковский)Ниже приводятся образцы параллельных равновеликих трехдольников — полносложных и паузных; сравнение их структур дает наглядное представление о разнице ритмов этих двух формаций. Из примеров станет понятным также преимущество употребления термина «трехдольник» вместо «трехсложник», поскольку трехдольность указывает на единство однородных форм — и полносложных и паузных — даже при их слоговом неравенстве.Трехкратный трехдольник первый с устойчивыми концевыми паузами.а) Полносложная форма:| Четкие | линии | гор; /\\ /\\ || Бледно не | верное | море. /\\ || Гаснет торжественный | взор, /\\ /\\ || Тонет в бес | сильном про | сторе. /\\ |(В. Брюсов)б) Паузная форма:| Мы /\\ /\\ | спим /\\ /\\ | ночь. /\\ /\\ || Днем совер | шаем по | ступки. /\\ || Любим сво | ю /\\ то | лочь /\\ /\\ || воду в сво | ей /\\ /\\ | ступке. /\\ |(В. Маяковский)Трехкратный трехдольник второй с одинаковыми концевыми паузами.а) Полносложная форма:По | синим вол | нам оке | ана,Лишь | звезды блес | нут в небе | сах, /\\Ко | рабль оди | нокий не | сется,Не | сется на | всех пару | сах. /\\(М. Лермонтов)б) Паузная форма:Как | ца-арство | белого | снега,Мо | я /\\ ду | ша холод | на. /\\Ка | кая /\\ | стройная | нега/\\ | В мире хо | лодного | сна. /\\(В. Брюсов)Трехкратный трехдольник третий.а) Полносложная форма:Я те | бе ниче | го не ска | жу,И те | бя не встре | вожу ни | чуть,И о | том, что я | молча твер | жу,Не ре | шусь ни за | что намек | нуть.(А. Фет)б) Паузная форма:Я по | кинул ро | димый /\\ | дом,Голу | бую о | ставил /\\ | Русь.В три звез | ды берез | няк над пру | домТеплит | матери | старой /\\ | грусть.(С. Есенин)Четырехкратный трехдольник второй с устойчивыми концевыми паузами.а) Полносложная форма:Как | ныне сби | рается | вещий О | лег /\\От | мстить нера | зумным хо | зарам: /\\ | /\\ /\\Их | села и | нивы, за | буйный на | бег, /\\Об | рёк он ме | чам и по | жарам. /\\ | /\\ /\\(А. Пушкин)б) Паузная форма:Би | лет — /\\ /\\ | щелк. Ще | ка — /\\ /\\ | чмок. /\\Сви | сток, — и рва | нулись ту | да мы, /\\ | /\\ /\\Ку | да, /\\ как | се-ельди | в сети чу | лок, /\\Плы | вут круго | светные | дамы. /\\ | /\\ /\\(В. Маяковский)а) Полносложная форма:Гля | жу, как бе | зумный, на | черную | шаль, /\\И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /\\(А. Пушкин)б) Паузная форма:О | на /\\ ве | селой не | вестой бы | ла. /\\Но | смерть /\\ при | шла, /\\ о | на умер | ла.(А. Блок)Очень эффектен ритм трехдольников с локальной внутристишной паузой, повторяющейся в определенном месте стиха. Например, в трехкратном трехдольнике втором.Однодольная пауза в первой половине тактометрического периода:На | ту /\\ зна | комую | горуСто | раз /\\ я | в день прихо | жу, /\\Сто | ю, /\\ скло | няся на по | сох,И | в дол /\\ с вер | шины гля | жу, /\\(В. Жуковский)Двудольная пауза во второй половине периода (помимо концевой):Се | годня дур | ной /\\ /\\ | день, /\\Куз | нечиков | хор /\\ /\\ | спит. /\\И | сумрачных | скал /\\ /\\ | сень /\\Мрач | ней гробо | вых /\\ /\\ | плит. /\\(О. Мандельштам)Последний пример особенно выразителен, если иметь в виду, что ритм его паузных строк подчинен контрольному ряду следующих полносложных строк:На | темном по | роге тай | ком /\\Свя | тые шеп | чу име | на. /\\Я | знаю: мы | в храме вдво | ем, /\\Ты | думаешь: | здесь ты од | на. /\\(А. Блок)Наконец, очень редкий образец четырехкратного трехдольника третьего, где в первых двух стихах — сплошное полносложие, а далее следуют стихи с точно локализованной однодольной паузой в конце периода:Почер | нел, искри | вился бре | венчатый | мост,И сто | ят ло | пухи в чело | веческий | рост,И кра | пивы дре | мучей по | ют /\\ ле | са,Что по | ним не прой | дет, не блес | нет /\\ ко | са.Вече | рами над | озером | слышен /\\ | вздох,И по | стенам рас | ползся ко | рявый /\\ | мох.(А. Ахматова)Строго говоря, в последнем двустишии имеется не пауза, а структурный долгий слог:Вече | рами над | озером | слы-ышен | вздох,И по | стенам рас | ползся ко | ря-авый | мох.Экспериментальные наблюдения и практика чтения поэтами своих паузных трехдольников позволяют сделать следующий вывод: если в трехдольной элементной группе находится двусложие с ударением на первом слоге, то наиболее естественный будет модификация ⌣̅́⌣̅⌣, т. е. растяжение ударного слога; если же это двусложие принадлежит двум соседним словам, из которых первое заканчивается ударным слогом, то естественная паузная модификация ⌣́ ^ ⌣.Интенсивное развитие П. в русской советской поэзии обещает в будущем раскрыть еще большие ритмические богатства поэтической выразительности стиха.См. также растяжение слогов.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.