- сравнение
- СРАВНЕ´НИЕ — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Поэтика С. сложна и до сих пор теоретически не разработана. В системе разнообразных поэтических средств выразительности С. является начальной стадией, откуда в порядке градации и разветвления вытекают почти все остальные тропы — параллелизм, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и пр. В С. — истоки поэтического образа. Простейшая форма С. выражается обычно посредством подсобных слов — как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы и т. д.:Анчар, как грозный часовой,Стоит, один во всей вселенной.(А. Пушкин)Как огромный навозный жук,Черный танк наползал жужжа.(А. Сурков)Долги дни короткие,Ветви в небе скрещены,Черные и четкие,Словно в небе трещины.(Н. Матвеева)На глаза осторожной кошкиПохожи твои глаза.(А. Ахматова)Он был похож на вечер ясный:Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..(М. Лермонтов)Тогда я демонов увидел черный рой,Подобный издали ватаге муравьиной...(А. Пушкин)Кленовый лист напоминает нам янтарь.(Н. Заболоцкий)Форма С. при посредстве творительного падежа, очень распространенная:Морозной пылью серебритсяЕго бобровый воротник.(А. Пушкин)И осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.(И. Бунин)Намокшая воробушкомСиреневая ветвь.(Б. Пастернак)Жеребец под ним сверкаетБелым рафинадом.(Э. Багрицкий)Стоят кресты после сраженияПростыми знаками сложения.(С. Кирсанов)Самоубийцею в ущельеС горы кидается поток...(И. Эренбург)Желтыми мохнатыми шмелямиВылупились вербные цветы.(Вас. Федоров)Форма С. при помощи родительного падежа (фактически перерастает в метафору):Колокол луны скатился ниже.(С. Есенин)Дед не прочь вдвоем до светаОгороды городить:— Мой табак, твоя газета... —Раздвигает зев кисета,Предлагает закурить.(А. Недогонов)Сравнение-образ, в котором оба члена сопоставляются не по отдельному признаку, а по общему облику, сливаясь в микрокартину:Крычат телеги полунощи, —рцы: лебеди роспущени.(«Слово о полку Игореве»)Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистойМы стояли точно в клетке золотистой.(А. Майков)Руки милой — пара лебедей —В золоте волос моих ныряют.(С. Есенин)Горы уходятза´ горы.Словнонавек наколотоЭтогосинего сахара,Светлогоэтого холода.(Н. Асеев)По гаснущим рельсам бежит паровозик,Как будто сдвигают застежку на «молнии».(А. Вознесенский)Зима была такой молоденькой,Такой веселой и бедовой!Она казалась мне молочницейС эмалированным бидоном.(Ю. Панкратов)Неопределенное С., выражающее превосходную степень состояния:А когда ночью светит месяц,Когда светит... черт знает как?Я иду, головою свесясь,Переулком в знакомый кабак.(С. Есенин)Я не знаю — она жива или в северный ветер ушла,Та искусница, что кружева удивительные плелаВ Кружевецком сельсовете над тишайшею речкой Нить.Кружева не такие, как эти, а какие — не объяснить!(Л. Мартынов)См. также отрицательное сравнение, уподобление.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.