четырехдольник это:

четырехдольник
ЧЕТЫРЕХДО´ЛЬНИК — в русской поэзии самая употребительная из четырех элементных ритмических групп, участвующих в формировании правильного метрического стиха. Будучи простой одноакцентной мерой четного порядка, Ч. практически несет главный метрический акцент на первой доле ⌣́⌣⌣⌣ и побочный акцент на третьей доле ⌣⌣⌣́⌣. Как элементная ритмическая группа Ч. имеет четыре видовые формы в зависимости от положений в стихе анакрузы и эпикрузы:
Четырехдольник 1-й | ⌣́⌣⌣⌣ |
Четырехдольник 2-й ⌣ | ⌣́⌣⌣
Четырехдольник 3-й ⌣⌣ | ⌣́⌣
Четырехдольник 4-й ⌣⌣⌣ | ⌣́
В русской поэзии разработаны все четыре вида Ч., образующих собой класс четырехдольников. Общепринятая теория стиха относит первый и третий Ч. к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей Ч. трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые образцы трехкратного Ч. всех четырех видов: это самые популярные у нас стиховые размеры. Контрольные ряды видовых тактометрических периодов трехкратного Ч. такие:
1-й | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ |
2-й ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣
3-й ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣
4-й ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́
Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | :
| Дружба насто | ящая не | старится, /\\ |
| За небо вет | вями не цеп | ляется. /\\ |
| Если уж при | ходит срок, так | валится, /\\ |
| С грохотом, как | дубу пола | гается. /\\ |
(К. Симонов)
| Выхожу о | дин я на до | рогу; /\\ /\\ |
| Сквозь туман крем | нистый путь бле | стит; /\\ /\\ /\\ |
| Ночь тиха. Пус | тыня внемлет | богу, /\\ /\\ |
| И звезда с звез | дою гово | рит. /\\ /\\ /\\ |
(М. Лермонтов)
| Во поле бе | резонька сто | яла. /\\ /\\ |
| Во поле куд | рявая сто | яла. /\\ /\\ |
(Народная песня)
| Летом в море | легкая во | да, /\\ /\\ /\\ |
| Белые су | хие пару | са. /\\ /\\ /\\ |
| Иглами сталь | ными в нево | да /\\ /\\ /\\ |
| Сыплется под | баркою хам | са. /\\ /\\ /\\ |
(И. Бунин)
| В этой жизни | я немного | видела, /\\ |
| /\\ /\\ Только | пела и жда | ла. /\\ /\\ /\\ |
| Знаю: брата | я не нена | видела /\\ |
| /\\ /\\ И сест | ры не преда | ла. /\\ /\\ /\\ |
(А. Ахматова)
╔ | Кучевых ве | сенних туч /\\ |
╚ | Гребень. /\\ /\\ |
╔ | Ясный вытя | нулся луч /\\ |
╚ | В небе. /\\ /\\ |
(С. Кирсанов)
Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣:
Мы | молоды. У | нас чулки со | штопками.
Нам | трудно. Это | молодость ви | ной. /\\ /\\
Но | пляшет за де | шевенькими | шторками
Бес | платный воздух, | пахнущий вес | ной. /\\ /\\
(Р. Казакова)
Тень | Грозного ме | ня усыно | вила, /\\
Ди | митрием из | гроба нарек | ла, /\\ /\\
Во | круг меня на | роды возму | тила /\\
И | в жертву мне Бо | риса обрек | ла. /\\ /\\
(А. Пушкин)
Вот | я один в ве | черний тихий | час, /\\ /\\
Я | буду думать | лишь о вас, о | вас, /\\ /\\
Возь | мусь за книгу, | но прочту «о | на», /\\ /\\
И | вновь душа пья | на и смяте | на. /\\ /\\
(Н. Гумилев)
При | кинулся бло | хою /\\ кры | синой, /\\
Под | прыгнул, как ре | зи-иновый | мяч, /\\ /\\
И | пал /\\ на со | баку, чтобы | псиной /\\
Вте | реться /\\ в ка | зармы, где шу | мят. /\\ /\\
(В. Нарбут)
╔ Ве | дет шоссе пря | мое /\\
╚ Ту | да, /\\ /\\
╔ Где | сторожит При | морье /\\
╚ Звез | да. /\\ /\\
(В. Урин)
Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣:
Холод, | тело тайно | сковываю | щий, /\\
Холод, | душу оча | ровываю | щий... /\\
От лу | ны лучи про | тягивают | ся, /\\
К сердцу | иглами при | трагивают | ся. /\\
(В. Брюсов)
Вдоль по | улице ме | телица ме | тет, /\\
За ме | телицей мой | миленький и | дет. /\\
(Народная песня)
╔ Не для | славы,
‖ Для за | бавы
╚ Я пи | шу! /\\
╔ Одо | бренья
‖ И суж | денья
╚ Не про | шу! /\\
(А. Полежаев)
╔ Но в ка | мине дозве | нели
╚ Уголь | ки. /\\
╔ За о | кошком дого | рели
╚ Огонь | ки. /\\
(А. Блок)
╔ У бур | жуев шумный | пир, /\\
╚ Ну и | пир! /\\
╔ Всех по | весить, кто за | мир, /\\
╚ Кто за | мир. /\\
(Д. Бедный)
╔ Весь из | сопок и до | лин /\\
╚ Саха | лин. /\\
╔ Он ян | варскою по | рой /\\
╚ Снего | вой. /\\
╔ Говор | ливою вес | ной /\\
╚ Штормо | вой. /\\
(В. Кулемин)
Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́:
С губами | сладко улы | бающими | ся,
Она гля | дит глазами | суженными, | /\\
И черны | пряди вкруг че | ла: /\\ /\\ /\\ | /\\
Нить розо | ватыми жем | чужинами | /\\
С коралла | ми переме | жающими | ся
Ей шею | нежно обле | гла. /\\ /\\ /\\ | /\\
(В. Брюсов)
Ракеты | возникают | рыжие, /\\ | /\\
И голу | бые и о | ранжевые. | /\\
Они цве | тут над всеми | крышами, /\\ | /\\
Меня, как в | детстве, заво | раживая. | /\\
(Е. Евтушенко)
Вдали над | пылью пере | улочной, /\\ | /\\
Над скукой | загородных | дач /\\ /\\ /\\ | /\\
Чуть золо | тится крендель | булочной /\\ | /\\
И разда | ется детский | плач. /\\ /\\ /\\ | /\\
(А. Блок)
Еще за | деньги люди | держатся, /\\ | /\\
Как за крес | ты держались | люди /\\ /\\ | /\\
Во време | на глухого | Керженца, /\\ | /\\
Но вечно | этого не | будет. /\\ /\\ | /\\
(Н. Асеев)
Я знал кра | савиц недо | ступных, /\\ /\\ | /\\
Холодных, | чистых как зи | ма, /\\ /\\ /\\ | /\\
Неумо | лимых, непод | купных, /\\ /\\ | /\\
Непости | жимых для у | ма... /\\ /\\ /\\ | /\\
(А. Пушкин)
Сквозь мрак, над | уличными | ранами, /\\ | /\\
Шаги — и | вслед /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\
За пере | ливами трех | гранными /\\ | /\\
Летящий | свет. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\
(К. Панов)
Ритмическую структуру русского четырехстопного ямба первым понял теоретик стиха первой трети 19 в. А. Кубарев, который писал, что этот размер состоит «из двух четырехсложных тактов с 3 отдельными или вводными слогами», например «Чрез непри | ступны пере | правы». То есть, Кубарев указывал на наличие в четырехстопном ямбе трехсложной анакрузы и четырехдольного строя.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Смотреть что такое "четырехдольник" в других словарях:

  • частушка — ЧАСТУ´ШКА (коротелька, коротушка, пригудка, припевка, набирушка, ихахошка, вертушка, топтушка и пр.) фольклорный лирический жанр, истоки которого таятся в древнерусском стихе и, возможно, у скоморохов. Это народная поэтическая миниатюра, тематика …   Поэтический словарь

  • анакруза — АНА´КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. отталкивание; предварение) в античной поэтике безударные слоги в начале стиха до тезиса, до сильной части стопы, т. е. до долгого слога. В общеевропейской и русской поэтике А. называются безударные слоги в… …   Поэтический словарь

  • ямб — (греч. ἴαμβος) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… …   Поэтический словарь

  • хорей — ХОРЕ´Й (греч. χορεῖος, букв. плясовой, от χορεῖα хор, пляска, хоровод) 1) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый долгий ⌣̅⌣̅⌣. 2) В силлаботоническом стихе X. называется двусложная стопа с ударением на первом слоге… …   Поэтический словарь

  • тактовик — ТАКТОВИ´К своеобразная форма русского стиха; структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей гармоничное сочетание в стихе любых ритмических модификаций краты: полносложных и неполносложных (паузных); ритмической… …   Поэтический словарь

  • тактометрический период — ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКИЙ ПЕРИ´ОД объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание. Вопрос о границах метрического стиха был… …   Поэтический словарь

  • народный стих — НАРО´ДНЫЙ СТИХ многообразный по формам стих, которым написаны русские народные былины, сказы, песни, частушки и пр. Строение русского народного стиха до сих пор еще не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм… …   Поэтический словарь

  • биметрия — БИМЕТРИ´Я (от лат. bis дважды и греч. μέτρον мера) двойная читка стиха, двойная интерпретация а) в результате явной двойственности его метрического строя или б) вследствие неясности и сложности его ритмической структуры. Примером Б. первого… …   Поэтический словарь

  • былины — БЫЛИ´НЫ, или ста´рины, жанр русского народного эпоса, песни сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси. Б. принадлежат к устному народному творчеству (фольклор). Первые записи Б. относятся к 17 в., но основные… …   Поэтический словарь

  • пауза — ПА´УЗА (лат. pausa, от греч. παῦσις остановка, прекращение) перерыв в звучании метрического стиха, обусловленный логикой содержания, требованиями метрического ритма и дыханием. В соответствии с этим все П. в звучащем метрическом стихе можно… …   Поэтический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»