тактовик это:

тактовик
ТАКТОВИ´К — своеобразная форма русского стиха; структура его выдержана в духе тактометрической системы, допускающей гармоничное сочетание в стихе любых ритмических модификаций краты: полносложных и неполносложных (паузных); ритмической разнодлительности слогов (долгие, краткие и кратчайшие); разноакцентных ритмов — константных и инверсированных. Эти Т. резко отличается от стихов силлаботонической системы, где обязательны: равносложие соизмеримых строк, равнодольность всех слогов, совпадение ударных слогов с метрическими акцентами размера (константный ритм), отсутствие внутристишных структурных пауз. Мерой Т., как и силлаботонического стиха, служит тактометрический период с его контрольным рядом; Т. скандируется четким речитативом. Практически основы Т. заложены в метрических формах русского народного стиха. Почти на протяжении всей истории русской поэзии, начиная с середины 18 в., у отдельных поэтов появились стихи, ритмическая структура которых противостоит канонам силлаботонической системы. Попытки нарушить каноническое равносложие метрического стиха и ввести паузные формы ритма встречаются у Г. Державина, В. Жуковского, М. Лермонтова, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Фета, Я. Полонского и др. Наиболее эффективными оказались опыты А. Блока, М. Кузмина, В. Маяковского, Н. Асеева, С. Третьякова и других поэтов, расширивших богатства русского стихосложения тактометрическими ритмами.
Вот ряд Т. трехдольного ритма, они явились в результате развития паузных трехдольников. Трехкратные трехдольники:
| Наш /\\ о | тец — /\\ за | вод. /\\ /\\ |
| Красная | ке-епка — | флаг. /\\ /\\ |
| Только за | вод позо | вет, /\\ /\\ |
| Руку /\\ | прочь, /\\ /\\ | враг! /\\ /\\ |
(В. Маяковский)
| Если /\\ | день /\\ /\\ | смерк, /\\ /\\ |
| Если /\\ | звук /\\ /\\ | смолк, /\\ /\\ |
| Все же бе | гут /\\ /\\ | вверх /\\ /\\ |
| Соки сос | но-овых | смол. /\\ /\\ |
(Н. Асеев)
| В небе ржа | вее /\\ | жести /\\ |
| Перст /\\ стол | ба /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |
| Встал на на | значенном | месте, /\\ |
| Как /\\ судь | ба. /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |
(М. Цветаева)
Четырехкратные трехдольники:
Би | лет — /\\ /\\ | щелк. /\\ Ще | ка — /\\ /\\ | чмок. /\\
Сви | сток, —и рва | нулись ту | да мы, /\\ | /\\ /\\
Ку | да, /\\ как | се-ельди | в сети чу | лок, /\\
Плы | вут круго | светные | дамы. /\\ | /\\ /\\
(В. Маяковский)
| Время ве | лит /\\ за | песню при | ня-аться, |
| Вбей /\\ /\\ | в шаг /\\ /\\ | марш! /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |
| Взглянем, как | вырос за | эти три | на-адцать |
| Лет /\\ /\\ | рост /\\ /\\ | наш. /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ |
(С. Кирсанов)
Форма четырехдольных Т. целиком обусловлена традицией русской народной поэзии. Уже в стихотворении, приписываемом М. Ломоносову, можно найти опыт применения четырехкратного четырехдольника первого вида паузной формы в духе народных Т. (сатира на Тредиаковского):
Что за дым
По глухим
Деревням курится?
Там раскол,
Дно крамол
В грубости крутится.
Или в тактометрической записи по периодам:
| Что за дым /\\ | по глухим /\\ | деревням ку | рится? /\\ /\\ |
| Там раскол, /\\ | дно крамол /\\ | в грубости кру | тится. /\\ /\\ |
Среди сатир, написанных А. Бестужевым и К. Рылеевым, мы встречаем Т., четырехдольник третьего вида (запись по периодам):
Ах, /\\ | то-ошно /\\ | мне /\\ и в род | ной /\\ сторо | не: /\\
Все в не | воле, в тяжкой | доле, видно, | век /\\ веко | вать. /\\
Долго ль | ру-усский на | род /\\ будет | рухлядью гос | под, /\\
И лю | дями, как ско | тами, долго ль | будут торго | вать? /\\
Изобретательно использовал старинную форму русского стиха, т. н. «камаринскую», Я. Полонский в стихотворении «Беглый»; поэт обогатил ритм стиха (трехкратный четырехдольник третий) интересными модификациями:
Ты ку | да, /\\ уда | лая ты баш | ка? /\\
Ухо | ди ты к лесу | темному по | ка: /\\
Не се | годня-завтра | свяжут молод | ца. /\\
Не у | шел ли ты от | матери-от | ца? /\\
Не гу | лял ли ты за | Во-олгой в сте | пи? /\\
Не си | дел ли ты в ост | роге на це | пи? /\\
... «Ты не | спрашивай, в ли | цо мне не гля | ди. /\\
От ме | ня, жена, гос | тинничка не | жди. /\\
Много | всяких я по | дарков тебе | нёс. /\\
Да, вишь, | как-то по до | роге все рас | трёс: /\\
Я ви | на не пил — с во | ды /\\ был /\\ | пьян, /\\
Были | деньги — не за | шил /\\ ка-ар | ман.» /\\
Чрезвычайно оригинально по ритмическому строю стихотворение А. Блока «Из газет», написанное Т. (четырехкратный четырехдольник). Огромная эмоциональная сила, несмотря на внешне спокойный паузированный ритм, пронизывает эти стихи. Поэт рассказывает о трагедии женщины, покончившей самоубийством, о чем не подозревают ее веселые маленькие дети, оставленные в запертой квартире. Обращает на себя внимание такая выразительная деталь: глубокая пауза (семидольная!) в конце четвертого стиха, после прощания матери со спящими детьми; анакрузы в стихах разносложные:
| Вста-ала в си | я-аньи. Крес | ти-ила де | тей. /\\ /\\
И | де-ети у | ви-идели | ра-адостный | сон. /\\ /\\ /\\ |
| Положила | до´ полу кло | нясь /\\ голо | вой, /\\ /\\
По | сле-едний зем | ной /\\ по-о | клон. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Коля /\\ про | сну-улся. /\\ | Радостно вздох | нул, /\\
Голу | бо-ому /\\ | сну /\\ еще | рад /\\ ная | ву. /\\
Прока | ти-ился и | за-амер стек | ля-анный /\\ | гул: /\\ /\\
Зве | ня-ащая | дверь /\\ /\\ /\\ | хлопнула вни | зу. /\\ /\\
Про | шли /\\ /\\ ча | сы. /\\ Прихо | дил /\\ чело | век. /\\
С оло | вя-анно-ой | бля-ахой на | тё-оплой /\\ | шапке. /\\
Сту | чал и дожи | да-ался у | двери чело | век. /\\ /\\
Ни | кто /\\ не от | крыл. /\\ Иг | ра-али /\\ | в прятки, /\\ /\\ |
| Бы-ыли ве | селые мо | ро-озные | святки... /\\ /\\ |
После Блока интересные опыты Т. обнаружены у М. Кузмина и К. Бальмонта. Вот начало одного лирического стихотворения М. Кузмина, его структура выдержана в духе спокойного паузного четырехдольника первого:
| «Ле-ето гос | по-однее — | благопри | я-атно.» /\\ |
| Всхо-одит /\\ | гость /\\ на вы | сокое крыль | цо, /\\ /\\ /\\ |
| Всё /\\ /\\ от | кроется, что | было непо | ня-атно. /\\ |
| Ви-идишь в чер | тах его зна | комое ли | цо? /\\ /\\ /\\ |
| Нам /\\ этот | год /\\ /\\ пусть | будет высо | ко-осным, /\\ |
| Бе-елым /\\ | ка-амнем от | мечен этот | день. /\\ /\\ /\\ |
| Всё /\\ /\\ прой | дет, /\\ что о | кажется на | но-осным, /\\ |
| Ся-адет /\\ | пу-утник под | сладостную | сень. /\\ /\\ /\\ |
Тактовик К. Бальмонта написан в форме четырехдольника третьего:
Я меч | то-ою ло | вил /\\ ухо | дя-ащие | тени,
Ухо | дя-ащие | тени пога | са-авшего | дня; /\\
Я на | ба-ашню всхо | дил /\\ и дро | жа-али сту | пени,
И дро | жа-али сту | пени под но | гой /\\ у ме | ня. /\\
В отличие от лирических тактовиков Блока, Кузмина и Бальмонта, Маяковский дал ряд Т. четкой маршевой формы. Как у всех маршей, структура тактовиков Маяковского выдержана в нормах четырехкратных четырехдольников. Вот примеры:
| Бе-ейте /\\ | в пло-ощади | бу-унтов /\\ | то-опот! /\\ |
| Вы-ыше /\\ | го-ордых го | лов /\\ гря-а | да! /\\ /\\ /\\ |
| Мы /\\ /\\ раз | ли-ивом вто | ро-ого по | топа
Пере | мо-оем ми | ров /\\ горо | да. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Дней /\\ /\\ /\\ | бык /\\ /\\ /\\ | пег. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Ме-едленна | лет /\\ а-ар | ба. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Наш /\\ /\\ /\\ | бог /\\ /\\ /\\ | бег. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Се-ердце /\\ | наш /\\ бара | бан /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
(«Наш марш»)
| Ра-азво-о | ра-а-ачи | ва-айтесь /\\ | в ма-арше!
Сло | ве-есной не | ме-есто /\\ | кляузе, /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Ти-ише, о | ра-аторы! | Ва-аше /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Сло-ово, то | ва-арищ /\\ | маузер, /\\ | /\\ /\\ /\\
До | во-ольно /\\ | жить /\\ /\\ за | ко-оном, /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Да-анным А | да-амом и | Е-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Кля-ачу ис | тории за | го-оним. /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
| Ле-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | Ле-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
Ле-евой! /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ |
(«Левый марш»)
Вслед за В. Маяковским интересное стихотворение написал С. Третьяков, применив в своем Т. ритм барабанного боя:
| Скоро пере | то-опчут, /\\ | ско-оро, /\\ | ско-оро, /\\ |
| Быстро пере | ре-ежут /\\ | ви-изги /\\ | пуль. /\\ /\\ /\\ |
| Топот и ко | пы-ыта /\\ | в го-ору, /\\ | в го-ору, /\\ |
| Первая ше | ре-енга /\\ | и /\\ па-ат | руль. /\\ /\\ /\\ |
Формы четырехдольных Т. разрабатывались группой поэтов-конструктивистов. Вот примеры:
| День, /\\ голу | бой /\\ день, /\\ | пей /\\ /\\ /\\ | даль! /\\ /\\ /\\ |
| День, /\\ золо | той /\\ день, /\\ | хлынь /\\ /\\ /\\ | в боль! /\\ /\\ /\\ |
| Тихие по | ляны золо | ти, /\\ мой /\\ | день! /\\ /\\ /\\ |
| Спелым аро | матом, вете | рок, /\\ дай /\\ | дань! /\\ /\\ /\\ |
(А. Квятковский)
| Вдруг /\\ загу | де-ели /\\ | со-онные | шпа-алы,
Дзы | зыкнул /\\ по | ре-ельсам /\\ | гул /\\ хоро | вой. /\\ /\\ /\\ |
| Поршнями и | шатунами | вышипая | шпа-арит, /\\ |
| Стрельчато бук | су-уя, /\\ | сиплый паро | воз. /\\ /\\ /\\ |
(И. Сельвинский)
| Вороны и | гра-ают /\\ | в «мо-оре вол | нуется.» /\\ |
| Не-ебо от | о-осени | се-ерый кар | тон. /\\ /\\ /\\ |
| Бьет /\\ бара | бан. /\\ По Го | ро-оховой | улице
Ре | бята-пио | ня-ата бе | гут /\\ в дет- /\\ | дом. /\\ /\\ /\\ |
(Б. Агапов)
Та | кая была | ночь, /\\ что ни | ветер гуле | вой, /\\ /\\
Ни | русская ста | ру-уха зем | ля /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\
Не | знали, что по | де-елать с тя | желой голо | вой, /\\
Золо | той /\\ голо | вой /\\ Кре-ем | ля. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\
(В. Луговской)
Пятидольные Т. не разработаны, хотя пятидольники целиком вышли из народной поэзии; у некоторых поэтов намечается тенденция отойти от стандартного полносложия, внести в пятидольники паузные модификации, ритмическую инверсию и даже полудольные слоги. См. пятидольники.
Шестидольный Т. представлен в русской поэзии единственным примером — стихотворением автора этих строк «Санная луната», напечатанным в сб. «Бизнес» (М., 1929). Вот первые строфы:
| Белые по | ляны, || белые по | ля. /\\ |
| Лунные бе | ляны, || дымная зем | ля. /\\ |
| Санное со | санье. || Сонная сос | на. /\\ |
| Втягивают | коне´й || мутные сне | га. /\\ |
| Тихая ме | тель, /\\ || путая рес | ницы. |
| Луна´тая | ночь /\\ || поит небылицы... |
| Сунь /\\ сонь /\\ | в сани — || запах сено | коса. |
| Бледные под | ковы — || отсветами | кос. /\\ |
| Гей, /\\ кони, | гей! /\\ || Гони´ коне´й | в кон! /\\ |
| Канули ка | нику || лы /\\ в сон... /\\ | /\\ /\\ |
| Пей, /\\ ночь, /\\ | пей /\\ || снеговой /\\ | хмель, /\\ |
| Снеговой /\\ | вой, /\\ || голубой /\\ | бой!.. /\\ |
| Ночь... /\\ /\\ /\\ | Ночь? /\\ || Белые по | ля. /\\ |
| Лечь... /\\ /\\ /\\ | Лечь? /\\ || Длинная зем | ля. /\\ |
| Метла´ /\\ ме | тели || замела по | ля, /\\ |
| Матовая | мгла /\\ || пухом зацвела... /\\ |

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Синонимы:

Смотреть что такое "тактовик" в других словарях:

  • ТАКТОВИК — ТАКТОВИК, смотри Тоническое стихосложение …   Современная энциклопедия

  • ТАКТОВИК — промежуточная форма между силлабо тоническим и чисто тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1 3 слогов (ср. Дольник). В русской литературной поэзии употребителен …   Большой Энциклопедический словарь

  • тактовик — сущ., кол во синонимов: 1 • размер (43) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Тактовик — ТАКТОВИК, смотри Тоническое стихосложение.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Тактовик — В Викисловаре есть статья «тактовик» Тактовик  стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1 …   Википедия

  • тактовик — форма русской тоники, при которой величина межударных интервалов в стихе колеблется от 1 до 3 слогов (в исключительно редких образцах – от 0 до 2). Тактовик регулярно использовался в русской поэзии первой трети ХХ в. М. И. Цветаевой,… …   Литературная энциклопедия

  • тактовик — промежуточная форма между силлабо тоническим и чисто тоническим стихосложением: стих, в котором объём слабых промежутков между сильными (ударными) местами колеблется в пределах 1 3 слогов (ср. Дольник). В русской литературной поэзии употребителен …   Энциклопедический словарь

  • Тактовик —         один из размеров русского тонического стихосложения (См. Тоническое стихосложение); в наиболее установившейся терминологии это стих, в котором объём интервалов между сильными местами (Иктами) колеблется в диапазоне: 1 2 3 слога (реже 0 1… …   Большая советская энциклопедия

  • тактовик — тактов ик, а …   Русский орфографический словарь

  • тактовик — тонический стих, в котором объем безударных промежутков между ударными местами колеблется в пределах 1 3 (или 0 2) слогов. Рубрика: Структура стихотворного произведения Род: Стих Прочие ассоциативные связи: Народное стихосложение Пример: А.… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»