- венок сонетов
- ВЕНО´К СОНЕ´ТОВ — архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. В.с. строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего В. с. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.B. c. изобретен в Италии в 13 в. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый В. с. на русском языке принадлежит Ф. Коршу, который в 1889 г. перевел В. с. славянского поэта Франца Прешерна. Оригинальные В. с. написали: Вяч. Иванов («Cor ardens»), В. Брюсов («Роковой ряд»), М. Волошин («Luñaria»), из советских поэтов — С. Кирсанов («Весть о мире»), М. Дудин («Орбита»), С. Матюшкин («Осенний венок»).Для ознакомления с формой В. с. ниже приводятся три первых и два последних сонета из лирического В. с. Валерия Брюсова «Роковой ряд», напечатанного в сб. «Скрижаль» (1918 г.):1.Четырнадцать имен назвать мне надо...Какие выбрать меж святых имен,Томивших сердце мукой и отрадой?Все прошлое встает, как жуткий сон.Я помню юность; синий сумрак сада;Сирени льнут, пьяня, со всех сторон...Я — мальчик, я — поэт, и я — влюблен,И ты со мной, как белая Дриада!Ты страсть мою с улыбкой приняла,Ласкала, в отроке поэта холя,Дала восторг и, скромная, ушла...Предвестье жизни, мой учитель, Лёля!Тебя я назвал первой, меж другихИмен любимых, памятных, живых.2.Имен любимых, памятных, живыхТак много! Но, змеей меня ужаля,Осталась ты царицей дней былых,Коварная и маленькая Таля.Любила ты. Средь шумов городских,Придя ко мне под волшебством вуаля,Так нежно ты стонала: «Милый Валя!»,Когда порыв желаний юных тих.Но ты владела полудетской страстью;Навек меня сковать мечтала властьюЗеленых глаз... А воли жаждал я.И я бежал, измены не тая,Тебе с безжалостностью кинув: «Падай!»С какой, отравно ранящей, усладой!3.С какой, отравно ранящей усладой,Припал к другим я, лепетным устам!Я ждал любви, я требовал с досадой,Но не хотел любви предаться сам.Мне жизнь казалась блещущей эстрадой;Лобзанья, слезы, встречи по ночам, —Все было повод к огненным стихам;Я скорбь венчал сонетом иль балладой.Был вечер; буря; вспышки облаков;В беседке, там, рыдала ты, — без словПоняв, что я лишь роль играю, раня...Но роль была — мой Рок! Прости мне, Маня!Сам я судил себя в стихах глухих.Теперь, в мечтах я повторяю их........................14.Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен?Я жизнь прошел, казалось, до конца;Но не хватило розы для венца,Чтоб он в столетьях расцветал, нетленен.Тогда, с улыбкой детского лица,Мелькнула... Но — да будет сокровененЗвук имени последнего: мгновененВосторг признаний и мертвит сердца!Останься ты неназванной, безвестной, —Но будет жив твой образ бестелесныйДля тех, кто стих мой вспомнят наизусть.Ты — завершенье рокового ряда:Тринадцать названо; ты — здесь, и пустьЧетырнадцать назвать мне было надо.15.Четырнадцать назвать мне было надоИмен любимых, памятных, живых!С какой, отравно ранящей, усладой,Теперь, в мечтах я повторяю их!Но боль былую память множить рада:О, счастье мук, бесстрашных, молодых,Навек закрепощенных в четкий стих!Ты — слаще смерти! ты — желанней яда!Как будто призраков туманный строй,В вечерних далях реет предо мной, —И каждый образ для меня священен.Вот близкие склоняются ко мне...В смятеньи — думы, вся душа — в огне...Но ты ль, венок сонетов, неизменен?См. сонет.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.