- верлибр
- ВЕРЛИ´БР (франц. vers libre — свободный стих) — термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха. Первоначально В., или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов и главным образом стихи бельгийца Эмиля Верхарна — метрические, но не равностопные, как, например, рифмованный трехдольный В. с подвижной анакрузой:Улица быстрым потоком шагов,Плеч, и рук, и головКатится, в яростном шуме,К мигу безумий,Но вместе —К свершеньям, к надеждам и к мести!...(«Восстание», пер. В. Брюсова)Однако в практике русских поэтов такие стихи появлялись задолго до символистов, например разностопный трехдольник вне тактометрического периода с подвижной анакрузой, без рифм, у А. Фета:Я люблю многое, близкое сердцу,Только редко люблю я...Чаще всего мне приятно скользить по заливу, —Так, — забываясьПод звучную меру весла,Омоченного пеной шипучей, —Да смотреть, много ль отъехалИ много ль осталось,Да не видать ли зарницы...Все формы В. распадаются на две категории: метрический В. и дисметрический В. У русских поэтов обозначилась явная тенденция к трехдольному метрическому В. Такие В. писали А. Фет, А. К. Толстой, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок, М. Волошин, И. Бунин, М. Кузмин, А. Белый и др. Интересно, что М. Лермонтов первым написал стихи в форме трехдольного В., вне периода: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, к небу меня приучали, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе...». Этот отрывок легко обратить в стихотворные строки:Синие горы Кавказа,приветствую вас!вы взлелеяли детство мое;вы носили меня на своих одичалых хребтах,облаками меня одевали,к небу меня приучали,и я с той поры все мечтаю об вас да о небе...В такой же форме трехдольного беспериодного В. написан роман А. Белого «Маски», который, по признанию автора, является поэмой в стихах и напечатан прозой лишь в целях экономии бумаги. Вот начало второй главы романа А. Белого:Ах, как пышнели салоны московские, где бледно-желтые, но губоцветные дамы являлись взбелененными, как никогда, обвисая волнением кружев, в наколках сверкающих, или цветясь горицветными шляпами; и как шампанское, пенилась речь «либеральных» военных сквозь залп постановочный из батареи Таирова: яркой Петрушкой; в партерах сидели военные эти, ведомые в бой Зоей Стрюти, артисткою (Ольгою Юльевной Живолгой).Гораздо шире по количеству произведений область разнообразного дисметрического В. Поэма «Слово о полку Игореве» — это классический пример русской полиметрии и свободного стиха. Некоторые произведения ранней виршевой поэзии, приближающиеся к форме равностопия силлабистов, многие русские былины и лирические стихопесни построены как свободные стихи, как В. В русской поэзии сложились два основных вида дисметрического В.: интонационно-фразовый стих и ударник. И тот и другой могут быть с рифмами и без рифм. Примеры фразовика без рифм:Ходит спесь, надуваючись,С боку на бок переваливаясь.Ростом-то Спесь аршин с четвертью,Шапка-то на нем во целу сажень,Пузо-то его все в жемчуге,Сзади-то у него раззолочено.А и зашел бы Спесь к отцу, к матери,Да ворота не крашены.А и помолился б Спесь во церкви божией,Да пол не метен!Идет Спесь, видит — на небе радуга;Повернулся Спесь во другую сторону;Не пригоже-де мне нагибатися!(А. К. Толстой)Когда вы стоите на моем пути,Такая живая, такая красивая,Но такая измученная,Говорите все о печальном,Думаете о смерти,Никого не любитеИ презираете свою красоту —Что же? Разве я обижу вас?(А. Блок)Фразовик с перекрестными рифмами:Чуть ночь превратится в рассвет,вижу каждый день я:кто в глав,кто в ком,кто в полит,кто в просвет,расходится народ в учрежденья.Обдают дождем дела бумажные,Чуть войдешь в здание:Отобрав с полсотни —самые важные! —служащие расходятся на заседания...(В. Маяковский)Фразовик народный, рифмы смежные (раёшный стих):Жил-был поп,Толоконный лоб.Пошел поп по базаруПосмотреть кой-какого товару.Навстречу ему БалдаШел, сам не зная куда.(А. Пушкин)Примеры В. акцентного строя (ударники).Трехударник без рифм:Жил стари´к со свое´ю стару´хойУ са´мого си´него мо´ря;Они жи´ли в ве´тхой земля´нкеРовно три´дцать ле´т и три го´да...(А. Пушкин)Четырехударник без рифм:Вече´рний су´мрак над те´плым мо´рем,Огни´ маяко´в на потемне´вшем не´бе,За´пах вербе´ны при конце´ пи´ра,Све´жее у´тро после до´лгих бде´ний,Прогу´лка в алле´ях весе´ннего са´да,Кри´ки и сме´х купа´ющихся же´нщин...(М. Кузмин)Примеры рифмованных равноударников можно найти во многих стихотворениях В. Маяковского, а также в поэме «Владимир Ильич Ленин», написанной полиметрией с чередованием ямбических и хореических размеров, паузных трехдольников и равноударников. Вот отрывок из этой поэмы, строго выдержанный В. — четырехударник с перекрестными рифмами:...И когдаосталосьна баррикады выйти,деньнаметивв ряду недель,Ленинсамявился в Питер:— Товарищи,довольно тянуть канитель! —Гнет капитала,голод-уродина,войн бандитизм,интервенция во´рья,будет! —покажутсяне более родинокна теле бабушки,древней истории.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.