- амфибрахий
- АМФИБРА´ХИЙ (греч. ἀμφίβραχυς, от ἀμφί — около, кругом и βραχυς — краткий) — 1) античная четырехдольная стопа о трех слогах, долгий слог находится между двумя короткими: ⌣⌣̅⌣̅⌣. Эта стопа имела еще и другое название — брахихорей, т. е. стопа, состоящая из краткого слога ⌣ и хорея ⌣̅⌣̅⌣ = ⌣⌣̅⌣̅⌣. По существу, античный А. — это та же четырехдольная стопа о трех слогах, что и дактиль, но только с однодольной (односложной) анакрузой ⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣ | ⌣̅⌣̅⌣⌣. Словесные ударения в античном А. могли падать на любой слог стопы.2) В западноевропейской и русской метрике А. не четырехдольная, а трехдольная (трехсложная) стопа ⌣ | ⌣́⌣; на месте долгого среднего слога в античном А., — здесь однодольный, но, как правило, акцентируемый слог. С ритмологической точки зрения русский А. — это трехдольная стопа с однодольной (односложной) анакрузой: ⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣. Из трехдольных размеров стиха (дактиль, амфибрахий и анапест) А. уже в пушкинскую эпоху был популярным размером. Большое развитие получил А. в стихах русских символистов, в частности у К. Бальмонта и А. Блока; В. Маяковский, применяя вслед за Блоком внутристиховые паузы в трехдольниках, достиг неслыханного звучания этих размеров (паузник).Вот образцы русского А.Трехкратный А.:Под | грохот пол | ночных снарядов,В пол | ночный воз | душный на | лет ^В же | лезных но | чах Ленин | градаПо | городу | Киров и | дет. /\\(Н. Тихонов)Четырехкратный А.:Од | нажды в сту | деную | зимнюю | поруЯ | из лесу | вышел; был | сильный мо | роз. /\\Гля | жу, подни | мается | медленно | в горуЛо | шадка, ве | зущая | хворосту | воз. /\\(Н. Некрасов)Пятикратный А.:Стыд | ливый под | снежник над | прелью ве | сенних про | талин.На | бухшие | почки, го | товые | брызнуть лист | вой. /\\И | дет баталь | он вдоль ды | мящихся, | черных раз | валин.Зве | нит сине | вой задне | провский про | стор ветро | вой. /\\(А. Сурков)Шестикратный А. (чередуется с пятикратным):Ах, | чудное | небо, ей | богу, над | этим клас | сическим | Римом,Под | этаким | небом не | вольно художником | станешь. /\\ | /\\ /\\При | рода и | люди здесь | будто дру | гие, как | будто кар | тиныИз | ярких сти | хов анто | логии | древней Эл | лады. /\\ | /\\ /\\(А. Майков)Иногда поэты разбивают четырехкратный А. на два полустишия по признаку внутренней рифмы или постоянного цезурного словораздела:Гус | тая кра | пиваШу | мит под ок | ном. /\\Зе | леная | иваНа | висла шат | ром. /\\(А. Фет)Или:Мы | ехали | шагом,Мы | мчались в бо | ях, /\\И | «Яблочко»- | песнюДер | жали в зу | бах. /\\(М. Светлов)В своем звучании на слух строки Фета и Светлова укладываются в систему четырехкратного А.:Мы | ехали | шагом, мы | мчались в бо | ях, /\\И | «Яблочко»- | песню дер | жали в зу | бах. /\\Эти стихи такого же ритмического объема, как и пушкинские:Гля | жу, как бе | зумный, на | черную | шаль. /\\И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /\\
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.