- полудольные слоги
- ПОЛУДО´ЛЬНЫЕ СЛО´ГИ — в метрическом стихе фонетически легкие слоги, которые по условиям ритмической структуры, на фоне однодольных кратких слогов, произносятся вдвое быстрее и поэтому являются полудольными или кратчайшими. Полудольность — это одно из трех ритмических состояний слога в метрическом стихе (долгий слог, краткий слог, кратчайший слог). П. с. встречаются в народных частушках четырехдольного строя; в этом случае четырехдольная крата вмещает не четыре, а пять слогов (три однодольных и два полудольных):Дайте | лодочку не | крашену, не | крашено вес | ло. /\\Вниз по | реченьке по | еду куда пла | точек унес | ло.⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\С неба | звездочка у | пала, и дру | гая упа | дет.За из | мену серо | глазому пусть ко | сая попа | дет. /\\⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\В следующем народном метрическом стихотворении четырехдольного строя полудольные слоги занимают половину четырехдольной краты, которая в этом случае принимает в себя шесть слогов, расположенных в ней так | ◡́◡◡◡⌣́⌣ | :| Я посею ль, | млада-молоденька, | цветиков ма | ленько. /\\ /\\ || Стали цветы | расцветати, | сердце обми | рати. /\\ /\\ || ...Я б списала | голос голосочек | на тонкий лис | точек, /\\ /\\ || Что на тонень | кий листочек, | на белу | бу | магу. /\\ /\\ || ⌣́⌣⌣́⌣ | ◡́◡◡◡⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ || ⌣́⌣⌣⌣́ | ⌣⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ || ⌣́⌣⌣́⌣ | ◡́◡◡◡⌣́⌣ | ⌣⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ || ⌣⌣⌣́⌣ | ⌣⌣⌣́⌣ | ⌣⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣ /\\ /\\ |В авторской поэзии П. встречаются очень редко. К ним иногда обращался Вяч. Иванов:╔ Снилось | мне, сквозит за | веса╚ Меж зем | лей и лицом не | бес. /\\⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\╔ Небо — | влажный взор Зе | веса,╚ И проз | рачный грустит Зе | вес. /\\⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\╔ Я про | чел в склоненном | взоре╚ Голу | беющую пе | чаль. /\\⌣⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\╔ Вспухнет | вал — и рухнет | в море;╚ Наших | весен ему не | жаль! /\\⌣⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́⌣⌣́⌣ | ⌣́◡◡⌣́⌣ | ⌣́ /\\(«Bethoveniana», в сб. «Прозрачность»)Во втором периоде в ячейки П. с. введены слоги, перегруженные согласными, которые отяжеляют ритм стиха.Введение в стих П. с., равно как и долгих двудольных слогов, значительно расширяет ресурсы ритмики, обогащая ее весьма эффективными структурными элементами.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.