- долгий слог
- ДО´ЛГИЙ СЛОГ — в античной метрике чаще всего двудольный (двуморный) слог, двойной длительности по сравнению с кратким однодольным (одноморным) слогом. Долгота слога в античном стихе определяется двумя фонетическими условиями: 1) если данный гласный звук слова долог по природе, т. е. по долготе, которая обусловлена внутренними законами греческого языка; 2) если за кратким гласным стоят два или три согласных звука (долгота по положению). В подавляющем большинстве случаев растяжение слога в античном стихе происходит при втором условии за счет согласной группы звуков, требующей для своего произнесения больше времени, чем один согласный. Этот фонетико-акустический принцип строения античного стиха определяется свойствами артикуляции. Произнесение и внимательное рассмотрение первого стиха из «Одиссеи» Гомера подтверждает сказанное:А´-андра ми | э´-эннепе, | му´-уза по | ли´-итропон, | о-ос мала´ | по-олла´...Силлаботоническая теория стиха не признает наличия Д. с. в стихе, вопреки практике русского народного стиха. Объясняется это тем, что протяжение Д. с. в живой рецитации обычно не обозначается в печатном тексте никакими условными знаками (хотя бы удвоением букв гласного звука, как это сделано выше). Фактически протяжение гласного звука в стопе, метрически учитываемое, — явление большой давности. В авторском стихе явление Д. с. можно наблюдать у многих поэтов, писавших трехдольные паузники. Несметное количество примеров употребления Д. с. имеется в русских народных метрических стихах, построенных на совершенно самобытных началах ритма, далеких от школьных правил (иллюстрации и объяснения см. в статьях: былины, доля, исторические песни, напевный стих, народный стих, пауза в стихе, паузник, ритм, стопа, тактовик, частушки).Ниже приведен отрывок из известной песни К. Рылеева, написанной в обычной для русского народного стиха метрической манере, — внутристиховые рифмы и паузы, двудольное растяжение слогов (долгие слоги); все стихотворение выдержано в духе типичного народного четырехкратного четырехдольника (двустишие Рылеев записал пятистрочной строфой по признакам внутренней рифмы):Ах, тошно мнеИ в родной стороне;Все в неволе,В тяжкой доле,Видно, век вековать?Долго ль русский народБудет рухлядью господИ людями,Как скотами,Долго ль будут торговать?..Записывая же пятистрочие двустишием в соответствии с тактометрическим периодом, форма которого определяется ясно ощутимой инерцией четырехдольника третьего, и отметив структурные паузы и растяжение слогов, мы имеем:Ах, /\\ | то-ошно | мне /\\ и в род | ной /\\ сторо | не; /\\Все в не | воле, в тяжкой | доле, видно, | век /\\ веко | вать? /\\Долго ль | ру-усский на | род /\\ будет | рухлядью гос | под, /\\И лю | дями, как ско | тами, долго ль | будут торго | вать? /\\Подобных образцов стиха немало у поэтов, имеющих тесную связь с русским народным творчеством, например у А. Прокофьева:╔ Я на | почте нако | пила╚ Две при | горошни медя | ков, /\\╔ Я ко | сы-ынку ку | пила╚ Цвета | легких обла | ков! /\\Или:╔ То ли | то-опнуть /\\ | вдруг, /\\╚ То ль не | то-опнуть /\\ | вдруг. /\\╔ На до | роге╚ Мои | ноги —Лучше | то-опну, /\\ | друг! /\\Редчайший пример Д. с. мы находим у В. Маяковского, который в трехдольнике сам обозначил протяжение слога:| Вон /\\ сре | ди золо | тистых плантацийЗа | сеченный | вымычал | негр: /\\ /\\ || У´-у-у | , у-у-у! | Нил, /\\ мой | Нил!Припле | щи /\\ и | выплещи | черные | дни! /\\ /\\ |(« В. И. Ленин»)Подобное обозначение долгого слога встречается в стихах Н. Клюева (шестидольник второй):В пред | смертном ы-ы- | ы´ та | ится полу | звук,Он | каплет и цве | тет и | ловится, как | стук.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.