- раёшный стих, раёк
- РАЁШНЫЙ СТИХ, РАЁК — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры Р. с. самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене.Пример Р. с. (из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960):А вот, господа, разыгрывается лотерея.Воловий хвост да два филея!..Еще разыгрываются часы о двенадцати камняхДа на трех кирпичах.Из неметчины привезены на дровнях!Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —Только ручка одна!..Настоящий китайский фарфор!Был выкинут на двор,А я подобрал, да так разумею,Что можно и фарфор разыграть в лотерею!Ну, ребята, налетайте —Мои билеты раскупайте!..Вам билеты на цигарки сгодятся,А у меня в мошне рубли зашевелятся!..В русской литературе Р. с. долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой емкой народной форме стиха, например, А. Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде», выдержанной в духе народного райка:Жил-был поп,Толоконный лоб,Пошел поп по базаруПосмотреть кой-какого товару.Навстречу ему БалдаИдет, сам не зная куда.«Что, батька, так рано поднялся,Чего ты взыскался?..»Н. Некрасов использовал в стихотворении «Дядюшка Яков» форму укороченного, прибауточного Р.:У дядюшки ЯковаХватит про всякого.Новы коврижки —Гляди-ко: книжки!Мальчик-сударик,Купи букварик,Отцы почтенны!Книжки неценны;По гривне штука —Деткам наука!..Совсем по иному звучит стих А. Блока, применившего форму райка в поэме «Двенадцать»; здесь Блок употребил перекрестные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для Р. с. смежных рифм:Черный вечер,Белый снег...Ветер, ветер,На ногах не стоит человек.Ветер, ветер —На всем божьем свете.Белый снежок,Под снежком ледок.Скользко, тяжко —Всякий ходокСкользит — ах, бедняжка!..От здания к зданиюПротянут канат.На канате плакат;«Вся власть учредительному собранию!»Широко пользовался Р. с. Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной «Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла»:Поужинавши с попадьей обильно,Глядел поп на попадью умильно:«Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,Потому как я чувствую в себе наитие».И так-то поп в мыслях своих распалился,Ан, тут мужик к нему в горницу ввалилсяИ, не отдышавшись, забубнил у дверей:«Иди ко мне, батя, скорей.Прибилась ко мне утресь старушка,Убогая побирушка,Попросилась с устатку — прилечь,Пособил я ей взобраться на печь.Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,А нынче у нее икотка появилася,Губами шевелит, что-то сказать старается,Видать по всему — помирать собирается!»Раешным стихом писали В. Хлебников («Ночь перед Советами») и В. Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного Р. с.В годы Великой Отечественной войны С. Кирсанов создал фронтовой раёк «Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата», которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка):«Должен я, вам, бойцы, доложить собственный опыт. Чтоб скорее врага сокрушить, доберись до немецких окопов. Доберись и иди в рукопашную, схватку бесстрашную! Тут тебе нечего бомбы бояться — ежели мы ворвались к ним, не будет немецкая авиация бить по окопам своим. Пушкам немецким бить не приходится — немцы тут же в окопе находятся. Мы в рукопашной немцу страшнее, — всаживай штык в поганую шею, занимай, очищай траншею. Куй железо, пока горячо, атакуй еще и еще. И все назовут тебя храбрецом. Дружит победа с умелым бойцом!..»Заслуживают внимания опыты лирического райка в советской поэзии:Я чудачу,Я куд-кудачу!Яйца несуВ человечьем лесу.Ряженый,Рифмами слаженный,Грубый,Неглаженый!Для ярмарок создан,Для свадеб задуман,Для судеб замыслен,Как скобка, захватан,Как сковородка, замаслен...(В. Боков)Елка, елка —сердце заёкало!Хваленые, смолёные,елки — возами,Весело на базаре!Вокруг холостыхходят сваты,сладили сделку,сватают девку!Притихли елки,Как на помолвке...Одна выпрямилась,тоненькая:— Возьми меня, тетенька!(Э. Котляр)Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А. Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному Р. с. предстоит большое будущее.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.