раёшный стих, раёк

раёшный стих, раёк
РАЁШНЫЙ СТИХ, РАЁК — древнейшая форма русского народного дисметрического стиха (верлибр) со смежными рифмами, определяемого интонационно-фразовым и паузным членением. Короче говоря, это рифмованный фразовик. Тематика и жанры Р. с. самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Большинство народных театральных пьес и тексты представлений для народного кукольного театра (вертеп, петрушка, балаган) составлялись в форме райка, необычайно подвижной по своей структуре и наиболее подходящей для импровизационных выступлений на сцене.
Пример Р. с. (из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960):
А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Еще разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трех кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —
Только ручка одна!..
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте —
Мои билеты раскупайте!..
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся!..
В русской литературе Р. с. долгое время был в пренебрежении, несмотря на то, что виднейшие русские поэты обращались к этой емкой народной форме стиха, например, А. Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде», выдержанной в духе народного райка:
Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался?..»
Н. Некрасов использовал в стихотворении «Дядюшка Яков» форму укороченного, прибауточного Р.:
У дядюшки Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки —
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик,
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука —
Деткам наука!..
Совсем по иному звучит стих А. Блока, применившего форму райка в поэме «Двенадцать»; здесь Блок употребил перекрестные и даже охватные рифмы, вместо традиционных для Р. с. смежных рифм:
Черный вечер,
Белый снег...
Ветер, ветер,
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете.
Белый снежок,
Под снежком ледок.
Скользко, тяжко —
Всякий ходок
Скользит — ах, бедняжка!..
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате плакат;
«Вся власть учредительному собранию!»
Широко пользовался Р. с. Демьян Бедный в своих агитационно-политических и сатирических произведениях. Вот начало его стихотворной «Повести о том, как четырнадцатая дивизия в рай шла»:
Поужинавши с попадьей обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
«Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие».
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
«Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку — прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,
А нынче у нее икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему — помирать собирается!»
Раешным стихом писали В. Хлебников («Ночь перед Советами») и В. Маяковский, который утверждал дисметрические формы стиха, во многом идущие из глубин народного творчества. Его агитационные стихи и лозунги периода гражданской войны — это продолжение и совершенствование традиций народного Р. с.
В годы Великой Отечественной войны С. Кирсанов создал фронтовой раёк «Заветное слово Фомы Смыслова — русского бывалого солдата», которое выпускалось массовыми листовками для Красной Армии и передавалось по радио. Вот небольшой отрывок (смежная и перекрестная рифмовка):
«Должен я, вам, бойцы, доложить собственный опыт. Чтоб скорее врага сокрушить, доберись до немецких окопов. Доберись и иди в рукопашную, схватку бесстрашную! Тут тебе нечего бомбы бояться — ежели мы ворвались к ним, не будет немецкая авиация бить по окопам своим. Пушкам немецким бить не приходится — немцы тут же в окопе находятся. Мы в рукопашной немцу страшнее, — всаживай штык в поганую шею, занимай, очищай траншею. Куй железо, пока горячо, атакуй еще и еще. И все назовут тебя храбрецом. Дружит победа с умелым бойцом!..»
Заслуживают внимания опыты лирического райка в советской поэзии:
Я чудачу,
Я куд-кудачу!
Яйца несу
В человечьем лесу.
Ряженый,
Рифмами слаженный,
Грубый,
Неглаженый!
Для ярмарок создан,
Для свадеб задуман,
Для судеб замыслен,
Как скобка, захватан,
Как сковородка, замаслен...
(В. Боков)
Елка, елка —
сердце заёкало!
Хваленые, смолёные,
елки — возами,
Весело на базаре!
Вокруг холостых
ходят сваты,
сладили сделку,
сватают девку!
Притихли елки,
Как на помолвке...
Одна выпрямилась,
тоненькая:
— Возьми меня, тетенька!
(Э. Котляр)
Одна из самых популярных форм народной поэзии, которую ввел в большую литературу А. Пушкин, — раёк, через столетие нашел свое место в советской поэзии. Можно думать, что возрожденному Р. с. предстоит большое будущее.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "раёшный стих, раёк" в других словарях:

  • раёшный стих — акцентный стих с парной рифмовкой. Употреблялся в балаганных прибаутках (см. Балаган и Раёк), народных драмах, подписях под лубочными картинками, был распространён в русской поэзии XVII XVIII вв.; позднее встречается в стилизациях («Сказка о попе …   Энциклопедический словарь

  • Раёшный стих — в рус. стихосложении акцентный стих с парной рифмовкой, в к ром рифмующаяся пара обычно составляет синтаксич. единство; число слогов и число ударений в Р. С. неурегулировано; эквивалентом стихотв. метра является рифма, только она отмечает границы …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • РАЁШНЫЙ СТИХ — РАЁШНЫЙ СТИХ, в русском стиховедении — акцентный стих с парной рифмовкой, в котором единственным организующим началом является членение на строки (обычно неравные) и рифма. Так сложены прибаутки раёшников (отсюда название), сцены народной… …   Литературный энциклопедический словарь

  • раёшный стих — (раёк) форма русского народного стиха (см. народный стих): стих со свободным количеством слогов и расположением ударений, ритм которого основан на смежной рифмовке, например: Жил был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой какого… …   Словарь литературоведческих терминов

  • Раёшный стих —         народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в …   Большая советская энциклопедия

  • Раёшный стих — Раёк, также Раёшник «Раёк»  в старину: ящик с передвижными картинками, на которые смотрели в толстое («брюшистое») стекло. Показ картинок  «раёшник»  сопровождался комментарием или комическими прибаутками; отсюда  «раешные стихи». Картинки эти… …   Википедия

  • акцентный стих — (ударник), основная форма чисто тонического стихосложения; стих с приблизительно урегулированным количеством ударений в строке и произвольным количеством безударных слогов между ними. В русской литературной поэзии употребителен с начала XX в.… …   Энциклопедический словарь

  • АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения — стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно… …   Литературный энциклопедический словарь

  • народное стихосложение — русское, стихосложение русской устной народный поэзии. Различают 3 вида: говорной стих (пословицы, поговорки, загадки, прибаутки и пр.)  чисто тонический, с парными рифмами, без всякого внутреннего ритма (раёшный стих); речитативный стих (былины …   Энциклопедический словарь

  • верлибр — ВЕРЛИ´БР (франц. vers libre свободный стих) термин западной поэтики, под которым с начала 20 в. в русской поэтике разумеется ряд своеобразных формаций стиха, отличающихся от равносложного силлабического и равносложного силлаботонического стиха.… …   Поэтический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»