- сдвиг
- СДВИГ — акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы. М. Горький, весьма внимательно относившийся к словорасположению во фразе, писал о неблагозвучных С. в статье «О начинающих писателях». С. наблюдаются иногда у больших мастеров слова:Слыхали ль вы (львы) за рощей глас ночнойПевца любви, певца своей печали?(А. Пушкин)Прямым Онегин Чильд ГарольдомВдался в задумчивую лень:Со сна (сосна) садится в ванну со льдом,А после, дома целый день...(Он же)В полдневный жар в долине ДагестанаС свинцом (с винцом) в груди лежал недвижим я.(М. Лермонтов)О, север, север, чародей!Иль я (Илья) тобою околдован?(Ф. Тютчев)Шуми, шуми волнами, Рона, (волна Мирона)И жатвы орошай.(К. Батюшков)И тут нежданный стих, неведомо с чего,На ум (Наум) мой налетит и вцепится в него.(П. Вяземский)Утек, подлец! Ужо постой,Расправлюсь завтра я с тобой.(А. Блок, «Двенадцать»)Ты не мучь напрасно взора,Не придет он, так же вот (живот)Как на зимние озераЛетний лебедь не придет.(И. Уткин)Разумеется, явление С. возможно только в случае восприятия отдельной строки на слух, когда она вырвана из контекста, и изменение смысла фразы происходит в результате ослышки; чтение же глазом всего отрывка в целом не создает такого впечатления, и сами авторы не замечают возможного в их стихах фонетического, а значит, и смыслового изменения фразы. Ср. авторская глухота.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.