- секстина
- СЕКСТИ´НА (позднелат. sextina), или сестина (итал. sestina) (оба от лат. sex — шесть), — сложная, шестистишная строфа, состоящая из четверостишия и двустишия, с разной системой рифм. Стихотворный размер С. — чаще пятистопный или шестистопный ямб. В провансальской, а затем и в общеевропейской лирике известна большая или сложная С. — особая форма стихотворения из шести строф, в каждой из них по шести строк. Рифмовка такой С. представляет ту особенность, что все 36-строчное стихотворение имеет только две рифмы; слова-рифмы первой строфы являются рифмами и для остальных пяти строф, но в ином порядке, строго определенном (см. ниже). Последнее слово-рифма строфы заканчивает и первый стих следующей строфы. Иногда первый стих С., кроме рифмуемого слова, в измененном виде проходит по всему стихотворению, занимая вторую строку второй строфы, третью строку третьей строфы, четвертую строку четвертой строфы и т. д. и заключая собой всю С. в шестой строфе. В русской литературе большие С. писали Л. Мей, В. Брюсов («Отречение»), М. Кузмин, И. Северянин. Вот прекрасная секстина Л. Мея:Опять, опять звучит в душе моей унылойЗнакомый голосок, и девственная теньОпять передо мной с неотразимой силойИз мрака прошлого встает, как ясный день;Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый!Я устарел: и жить, и чувствовать мне лень.Давно с моей душой сроднилась эта лень,Как ветер с осенью угрюмой и унылой.Как взгляд влюбленного с приветным взглядом милой,Как с бором вековым таинственная тень:Она гнетет меня и каждый божий деньОвладевает мной все с новой, новой силой,Порою сердце вдруг забьется прежней силой;Порой спадут с души могильный сон и лень;Сквозь ночи вечные проглянет светлый день;Я оживу на миг и песнею унылойСтараюсь разогнать докучливую тень,Но краток этот миг, нечаянный и милый...Куда сокрылись вы, дни молодости милой,Когда кипела жизнь неукротимой силой,Когда печаль и грусть скользили, словно тень,По сердцу юному, и тягостная леньЕще не гне´здилась в душе моей унылой,И новым красным днем сменялся красный день?Увы!.. Прошел и он, тот незабвенный день,День расставания с былою жизнью милой...По морю жизни я, усталый и унылый,Плыву... меня волна неведомою силойНесет — бог весть куда, а только плыть мне лень,И все вокруг меня — густая мгла и тень.Зачем же, разогнав привычную мне тень,Сквозь ночи вечные проглянул вечный день?Зачем, когда и жить и чувствовать мне лень,Опять передо мной явился призрак милыйИ голосок его с неотразимой силойОпять, опять звучит в душе моей унылой?В. Инбер написала малой С. две поэмы — «Путевой дневник» и «Пулковский меридиан» (пятистопный ямб) с системой рифм abbacc и ababcc:1Прекрасна кутаисская зима,Прекрасна тем, что нет ее в природе.Какой январь, друзья мои! Мы бродимПо улицам. Мы смотрим на дома.Раскрыты окна. Иволга поет;Она не улетает круглый год....................3И сбросивши всю меховую снасть,Открытыми руками, без перчаток,Жестикулируем, как в детстве, всласть.Вот кукурузный золотой початокВ окне. Редис. Готовая для пираБаранина. И вертел, как рапира.(«Путевой дневник»)Иногда встречаются малые С. в форме четырехстопного ямба; вот пример с рифмовкой по схеме aabccb:Опять незримые усилья,Опять невидимые крыльяПриносят северу тепло;Все ярче, ярче дни за днями,Уж солнце черными кругамиВ лесу деревья обвело.(А. Фет)Рифмовка по схеме abcabc:Еще звучит в тебе, природа,Широколиственное словоЗеленых девственных лесов,Еще в лазури небосводаСияют первозданно новоГряды летучих облаков.(П. Радимов)Реже пишутся С. трехдольными размерами. Классический образец такой С. имеется у А. Пушкина (рифмовка по схеме abbacc):Кавказ подо мною. Один в вышинеСтою над снегами у края стремнины:Орел, с отдаленной поднявшись вершины,Парит неподвижно со мной наравне.Отселе я вишу потоков рожденьеИ первое грозных обвалов движенье.Или в форме хорея с рифмовкой aabccb:Рифма — звучная подругаВдохновенного досуга,Вдохновенного труда,Ты умолкла, онемела,Ах, ужель ты отлетела,Изменила навсегда?(А. Пушкин)Ср. тернарная рифма и ронсарова строфа.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.