- семантический ассонанс
- СЕМАНТИ´ЧЕСКИЙ АССОНА´НС (от греч. σεμαντικός — означающий и франц. assonance — разнозвучие) — «смысловое разнозвучие», термин К. Зелинского, характеризующий своеобразный стилистический прием в поэзии. С. а. состоит в том, что поэт употребляет в стихах метафорическое словосочетание (выражение), основанное на отдаленных ассоциациях, вследствие чего стихи несут в себе неточный, приблизительный смысл, подобно приблизительному созвучию в ассонансных рифмах. Элементами С. а. проникнуты отдельные лирические стихотворения А. Фета, А. Блока, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной.Вот примеры стихов, построенных на С. а.:В кабаках, в переулках, в извивах,В электрическом сне наявуЯ искал бесконечно красивыхИ бессмертно влюбленных в молву.(А. Блок)По стене сбежали стрелки.Час похож на таракана,Брось, к чему швырять тарелки,Бить тревогу, бить стаканы?(Б. Пастернак)В некоторых случаях смысл стихов с резкими С. а., утрачивая не только логические, но и метафорические связи, граничит с невнятицей. Содержание таких стихов неопределенно, смутно; вот пример из молодого В. Маяковского (1912):По мостовоймоей души изъезженнойшаги помешанныхвьют жестких фраз пяты.Где городаповешены,и в петле облаказастылибашенкривые выи, —идуодин рыдать,что перекресткомраспятыгородовые.И еще пример:Рассвет упирался в окно,Стекло распирало от ясности,Оторваны вещи от снов,Открыты и преданы гласности.(Н. Браун)
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.