- симфора
- СИ´МФОРА (греч. συμφορά — соотнесение, совмещение) — высшая форма метафорического выражения, в котором опущено посредствующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ не названного прямо предмета ощущается как чистое художественное представление, совпадающее с понятием о предмете. В обыкновенной метафоре совпадение образного представления с понятием о предмете неполное (сближение по сходству отдаленных признаков), в сравнении это совпадение частичное, а порой и случайное. Являясь образным представлением, в котором как бы снята метафоричность и вместо признаков сходства дается подобие, С. стоит на грани художественной автологии. Примеры С.:С курильниц благовонья льются.Плоды среди корзин смеются.(Г. Державин)Над озером лебедь в тростник протянул,В воде опрокинулся лес.(А. Фет)Знает только ночь глубокая,Как поладили они.Распрямись ты, рожь высокая,Тайну свято сохрани!(Н. Некрасов)Волны нянчают гондолу...(Л. Мей)Все моря целовали мои корабли.(Н. Гумилев)Лунав океаннакидала монет,Хоть сбросься,вбежав на насыпь.(В. Маяковский)За окнами давка, толпится листва,И палое небо с дорог не подобрано.(Б. Пастернак, «После дождя»)Сто слепящих фотографийНочью снял на память гром.(Он же)Под электричеством играя,В бокале плавало окно.(Н. Заболоцкий)Этот дождь зарядил надолго,Вся в булавках сизая Волга.(Л. Озеров).С. лежит в основе народных загадок, назначение которых — возможно глубже запрятать догадку в подтекст или зашифровать ее, уводя на ложный след; в лирическом же стихотворении симфорическое выражение, как разгадка в загадке, немедленно вызывает образное представление не названного прямо предмета, и это оставляет глубокое эстетическое впечатление. Как логическое явление С. представляет собой разрешение силлогизма, в обеих посылках которого содержится общий средний термин (понятие).
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.