- умолчание
- УМОЛЧА´НИЕ — термин русской поэтики, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Стилистический эффект У. заключается иногда в том, что прерванная в волнении речь дополняется подразумеваемым выразительным жестом.Пример У. у Пушкина в «Скупом рыцаре»:А этот? Этот мне принес Тибо —Где было взять ему, ленивцу, плуту?Украл, конечно, или, может быть,Там на большой дороге, ночью, в роще...подразумевается: «убил и ограбил». Или в «Бахчисарайском фонтане»:Но слушай: если я должнаТебе... кинжалом я владею,Я близ Кавказа рождена.Соответствующим жестом заканчивается басня Крылова «Гуси»:Баснь эту можно бы и боле пояснить —Да чтоб гусей не раздразнить...подразумевается: «лучше помолчим».Но иногда У. бывает настолько сложно, что читателю трудно догадаться о действительном продолжении фразы, например:Хотя страшился он сказать,Нетрудно было б отгадать,Когда б... но сердце, чем моложе,Тем боязливее, тем строже,Хранит причину от людейСвоих надежд, своих страстей.(М. Лермонтов)Нет, вам красного детства не знать,Не прожить вам спокойно и честно.Жребий ваш... но к чему повторятьТо, что даже ребенку известно.(Н. Некрасов)На У. основан редчайший в практике поэтов стилистический оборот у В. Маяковского: фраза прервана на полуслове, на рифме, состоящей из трех кратких слов, которые вне контекста были бы совершенно бессмысленны:И эту секундубенгальскую,громкуюЯ ни на что б не выменял, —я ни на...Из сигарного дымаликерной рюмкоювытягивалось пропитое лицо Северянина.(«Облако в штанах»)Близка к фигуре У. прерванная на рифмующемся полуслове фраза в стихотворении М. Светлова «Гренада»:Я видел: над трупомСклонилась лунаИ мертвые губыШепнули: — Грена...Или в поэме П. Антокольского «Сын»:Какой итог, какой душевный опытЗдесь выражен, какой мечты глоток?Итог не подведен, глоток не допит.Оборвалась и подпись: «В. Анток...»Еще более разительный пример У. в сочетании с ретардацией у Маяковского в «Стихах о советском паспорте»: начав в конце первой строфы фразу «Но эту...», поэт оборвал ее и повел на протяжении девяти строф повествование о паспортах других, несоветских государств, затем — о советском паспорте, и лишь в конце десятой строфы он повторил оборванную фразу, закончив ее великолепным в своей выразительности агитационным восклицанием. Здесь Маяковский повторил и развил прием, примененный А. Пушкиным в поэме «Граф Нулин»:Он входит, медлит, отступает,И вдруг упал к ее ногам,Она... Теперь, с их позволенья,Прошу я петербургских дамПредставить ужас пробужденьяНатальи Павловны моейИ разрешить, что делать ей?Она, открыв глаза большие,Глядит на графа — наш геройЕй сыплет чувства выписные...
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.