- уподобление
- УПОДОБЛЕ´НИЕ — стилистический оборот на основе развернутого сравнения. Если при обычном сравнении двух предметов устанавливается один общий признак и отмечается их частичная близость друг другу, то У. раскрывает в художественном произведении систему параллельных общностей между двумя предметами или явлениями. Параллельный поэтический образ усиливает художественную выразительность основного образа. Великолепный пример У. имеется в конце поэмы Пушкина «Цыганы», после обращения старика к Алеко, убившему Земфиру:Сказал, и шумною толпоюПодался табор кочевойС долины страшного ночлега,И скоро всё в дали степнойСокрылось. Лишь одна телега,Убогим крытая ковром,Стояла в поле роковом.Так иногда перед зимою,Туманной утренней порою,Когда подъемлется с полейСтаница поздних журавлейИ с криком вдаль на юг несется,Пронзенный гибельным свинцомОдин печально остается,Повиснув раненым крылом.Настала ночь; в телеге темнойОгня никто не разложил,Никто под крышею подъемнойДо утра сном не опочил.Ряд маленьких лирических стихотворений Ф. Тютчева целиком построены на У., например стихотворение «Как над горячею золой», где трагическое угасание человека уподобляется тлеющей рукописи. Или У. в стихотворении И. Бунина «Родине»:Они глумятся над тобою,Они, о родина, корятТебя твоею простотою,Убогим видом черных хат...Так сын, спокойный и нахальный,Стыдится матери своей —Усталой, робкой и печальнойСредь городских его друзей.Глядит с улыбкой состраданьяНа ту, что сотни верст брелаИ для него, ко дню свиданья,Последний грошик берегла.Любопытно, что с конца 19 в. У., как стилистическая фигура, постепенно выходит из употребления. Тем интересней возрождение У. в стихах советского поэта Н. Заболоцкого («Я не ищу гармонии в природе», «Засуха», «Начало зимы» и др.). Вот отрывок из стихотворения «Засуха»:В смертельном обмороке бледная рекаЧуть шевелит засохшими устами.Украсив дно большими бороздами,Ползут улитки, высунув рога.Подводные кибиточки, повозки,Коробочки из перла и известки,Остановитесь! В этот страшный деньНичто не движется, пока не пала тень.Лишь вечером, как только за дубравыОпустится багровый солнца круг,Заплакав жалобно, придут в сознанье травы,Вздохнут дубы, подняв остатки рук.Но жизнь моя печальней во сто крат,Когда болеет разум одинокийИ вымыслы, как чудища, сидят,Поднявши морды над гнилой осокой.И в обмороке смутная душа,И, как улитки, движутся сомненья,И на песках, колеблясь и дрожа,Встают как уголь черные растенья.И чтобы снова исцелился разум,И дождь и вихрь пускай ударят разом!
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.