- ямб
- ЯМБ (греч. ἴαμβος) — в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ⌣⌣̅⌣̅. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога Пана; по другой — от имени мифической царской служанки Ямби, которая пела опечаленной богине Деметре веселые песни, построенные на энергичном, ямбическом размере. Первоначально в древней Греции ямбическим размером сочинялись только сатирические (ругательные) стихи, почему и поэзия разделялась на два основных рода — героическую и ямбическую. Аристотель считал античный трехдольный Я. наиболее простым разговорным метром. Я. писали Архилох, Симонид, Гипполакс Эфесский.2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге ⌣⌣́. Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный Я. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я. (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:И ночи — короче, и тени — светлей,Щебечет, лепечет весенний ручей...Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:И ночи —короче,и тени —светлей,Щебечет,лепечетвесеннийручей.Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:╔ По | слу´шай, муз не | ви´нных /\\╚ Лу | ка´вый клевет | ни´к! /\\ /\\╔ В ти | ши´ полей пус | ты´нных /\\╚ При | ро´ды уче | ни´к, /\\ /\\╔ По | э´тов грешный | ли´к /\\ /\\╚ Ум | но´жил я со | бо´ю, /\\╔ И | я´ главой по | ни´к /\\ /\\╚ Пред | ми´лой суе | то´ю. /\\(А. Пушкин)╔ Я | зна´ю —‖ город | бу´дет, /\\‖ я | зна´ю —╚ саду | цве´сть, /\\ /\\╔ ког | да´‖ такие | лю´ди /\\‖ в стра | не´‖ советской |╚ е´сть! /\\ /\\(В. Маяковский)Обычный русский четырехстопный Я. — это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде — два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́. Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой — трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме:Для бере | го´в отчизны | да´льной /\\ /\\ | /\\Ты поки | да´ла край чу | жо´й; /\\ /\\ /\\ | /\\В час незаб | ве´нный, в час пе | ча´льный /\\ /\\ | /\\Я долго | пла´кал пред то | бо´й. /\\ /\\ /\\ | /\\(А. Пушкин)Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами:Весенней | я´блони, в не | та´ющем сне | гу´,Без содро | га´ния я | ви´деть не мо | гу´.(И. Северянин)Пятистопный Я. — это трехкратный четырехдольник второй:Под | елью изну | ренной и гро | моздкой, /\\Что | выросла, не | плача ни о | ком, /\\ /\\Ме | ня кормили | мякишем и | соской, /\\Пар | ным голубо | ватым моло | ком. /\\ /\\(Б. Корнилов)Шестистопный Я. — это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой:Поэт! не дорожи | любовию народной:Восторженных похвал | пройдет минутный шум;Услышишь суд глупца | и смех толпы холодной,Но ты останься тверд, | спокоен и угрюм.(А. Пушкин)Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется:В крылатом | до´мике вы | со´ко над зем | ле´й, /\\ /\\ /\\ | /\\Двумя ре | ву´щими мо | то´рами вле | ко´мый, /\\ /\\ | /\\Я проле | та´л вчера до | ро´гой незна | ко´мой, /\\ /\\ | /\\И обла | ка´, скользя, тол | пи´лись подо | мно´й. /\\ /\\ /\\ | /\\(Н. Заболоцкий)Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского — Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй):За | ря, заря ве | черняя,Иг | ра, игра ве | селая!Уж | я, млада иг | рать пошла,Иг | рать пошла, ра | зыгрывать.Кри | чит-звенит све | кор в окно:«Сно | ха, сноха, до | мой пора!»Уж | я, млада, не | слушала,Иг | ры своей не | портила.По | друженек не | гневала...Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.