инверсия ритмическая это:

инверсия ритмическая
ИНВЕ´РСИЯ РИТМИ´ЧЕСКАЯ (лат. inversio — перестановка, переворачивание) — в метрическом стихе несовпадение ударного слога с метрическим акцентом стопы или краты; в результате ритм в этих местах стиха как бы накреняется, поворачивается. Такой ритм называется инверсированным, в отличие от константного ритма, образуемого совпадением ударных слогов с метрическими акцентами. Канонами традиционной теории стиха И. р. расценивается как ошибка против метра. Между тем принцип ритмической инверсии лежит в основе русской метрики, русского народного стиха и т. н. силлабики. Ритмическая инверсия известна и в античном стихе (гекзаметр) и в грузинской метрике (шаири Шота Руставели). Чтобы понять сущность ритмической инверсии в стихе, следует сравнить два параллельных изометрических стихотворных отрывка, в одном из которых фигурируют исключительно константные модификации стопы´, а во втором употреблены смешанные стопы — константные и инверсированные. Нужно заметить, что инверсированные модификации всегда идут в различных сочетаниях с константными модификациями. Вопрос об инверсированных ритмах в стихе — одна из кардинальных проблем ритмологии. Понимание технологии этого ритмического начала имеет решающее значение при исследовании ритма античного стиха, русских «силлабистов», русского народного стиха, украинского народного стиха (в частности, ритмики Т. Шевченко), белорусского народного стиха и вообще национальных форм народной поэзии.
Возьмем хореические стихи константного и инверсированного строя (четырехдольник) и сравним параллельные ряды (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):
╔ | Гаснет вечер, | даль синеет, |
╚ | Солнышко са | дится, /\\ /\\ |
╔ | Степь да степь кру | гом и всюду |
╚ | Нива коло | сится! /\\ /\\ |
╔ | Пахнет медом, | зацветает |
╚ | Белая гре | чиха ... /\\ /\\ |
╔ | Звон к вечерне | из деревни |
╚ | Долетает | тихо ... /\\ /\\ |
(И. Бунин)
Инверсированный ритм
╔ | Зашумело | Гуляй-поле |
╚ | От страшного | пляса, /\\ /\\ |
╔ | Ходит гого | лем по воле |
╚ | Скакун Опа | наса. /\\ /\\ |
╔ | Опанас гля | дит картиной |
╚ | В папахе кос | матой, /\\ /\\ |
╔ | Шуба с мертво | го раввина |
╚ | Под Гомелем | снята. /\\ /\\ |
(Э. Багрицкий)
Константность ритма в этих стихах определяется тем, что ударные слоги в словах всюду совпадают или с метрическим акцентом на первой ее доле ⌣́⌣⌣⌣, или с акцентом на побочной сильной доле (третий слог в стопе ⌣⌣⌣́⌣). Инверсированным же ритм становится тогда, когда в четырехдольнике ударные слоги не совпадают с метрическими акцентами и приходятся на слабые по своему положению места´ четырехдольника ⌣⌣́⌣⌣ или ⌣⌣⌣⌣́. Подобными ритмическими ходами, делающими стих необыкновенно гибким, богата русская народная поэзия.
Следующие параллельные примеры константного и инверсированного ритмов также показательны:
╔ | За пустой о | колицей, /\\ |
╚ | За Донцом-ре | кой /\\ /\\ /\\ |
╔ | Вздрогнет и рас | колется /\\ |
╚ | Полевой по | кой. /\\ /\\ /\\ |
(А. Сурков)
Инверсированный ритм
╔ | Лети, лети, | ластонька, /\\ |
╚ | Лети за мо | ря. /\\ /\\ /\\ |
╔ | Прости-прощай, | Настенька, /\\ |
╚ | Дочу´шка мо | я. /\\ /\\ /\\ |
(А. Твардовский)
Далее приводятся примеры еще более резкой ритмической инверсии. Взяты параллельные ряды изометрических равносложных стихов — константные стихи М. Лермонтова и народные стихи с ритмической инверсией:
╔ | Как-то раз | пе | ред толпою |
╚ | Соплеменных | гор /\\ /\\ /\\ |
╔ | У Казбека | с Шат-горою |
╚ | Был великий | спор. /\\ /\\ /\\ |
╔ | «Берегись!» — ска | зал Казбеку |
╚ | Седовласый | Шат, — /\\ /\\ /\\ |
╔ | Покорился | человеку |
╚ | Ты недаром, | брат!» /\\ /\\ /\\ |
Инверсированный ритм
╔ | Скажи, скажи, | мой миленький, |
╚ | Мила ль я те | бе? /\\ /\\ /\\ |
╔ | А ты мне мил- | милёшенек, |
╚ | Милей тебя | нет. /\\ /\\ /\\ |
╔ | Как слышит-то | сердечушко: |
╚ | Забыл ты ме | ня. /\\ /\\ /\\ |
╔ | А я, любя | мила дружка, |
╚ | Сама не сво | я. /\\ /\\ /\\ |
И, наконец, отрывок из народных стихов, в котором ритмическая инверсия проведена почти сплошь, константность ритма соблюдена лишь в конце двух последних периодов:
╔ | Подуй, подуй, | погодушка |
╚ | Немаленька | я. /\\ /\\ /\\ |
╔ | Раздуй, развей | рябинушку |
╚ | Кудрявеньку | ю! /\\ /\\ /\\ |
╔ | Не вызревши, | рябинушку |
╚ | Нельзя зало | ми´ть. /\\ /\\ /\\ |
╔ | Не вызнавши | сударушку |
╚ | Нельзя замуж | взять. /\\ /\\ /\\ |
Как правило, приемы ритмической инверсии встречаются у поэтов, которым близко народное творчество. Вот несколько примеров:
╔ Коло | кольчики зве | нят, /\\
╚ Бара | банчики гре | мят. /\\
╔ | А лю | ди-то, люди, | /\\ /\\
╚ Ой лю | шеньки-люли. | /\\ /\\
(А. Пушкин)
╔ | Свечерело. | Дрожь в конях, /\\ |
╚ | Стужа злее | на ночь; /\\ /\\ |
╔ | Заворочал | ся в санях /\\ |
╚ | Михайло И | ваныч. /\\ /\\ |
...Прибежали | той порой /\\ |
╚ | Ямщик и во | жатый. /\\ /\\ |
(Н. Некрасов)
╔ | Гой ты, ветер, | не шуми /\\ |
╚ | В зеленой ра | ките! /\\ /\\ |
╔ | Колокольчи | ки мои, /\\ |
╚ | Звените, зве | ните! /\\ /\\ |
(А. Толстой)
╔ | Что за горе? | Плюнь да пей! /\\ |
╚ | Ты завей е | го, завей /\\ |
╔ | Веревочкой | горе! /\\ /\\ |
╚ | Топи, тоску | в море! /\\ /\\ |
(Ап. Григорьев)
╔ | Мальчики да | девочки /\\ |
‖ | Свечечки да | вербочки /\\ |
╚ | Понесли до | мой. /\\ /\\ /\\ |
╔ | Огонечки | теплятся, /\\ |
Прохожие крест | ятся, /\\ |
╚ | И пахнет вес | ной. /\\ /\\ /\\ |
(А. Блок)
В трехдольных размерах ритмическая инверсия встречается редко:
| Я, матерь | божия, ныне с мо | литвою |
| Пред твоим | образом, | ярким си | янием...
(М. Лермонтов)
| Как я люб | лю ее | в первые | дни, /\\ /\\ |
| Когда о | елке /\\ | толки од | ни! /\\ /\\ |
(Б. Пастернак)
У С. Кирсанова есть несколько стихотворений, написанных трехдольником с систематически проведенной ритмической инверсией, например:
| Отчего | чудится | старина | мне? /\\ /\\ |
| Крыши изб | грудятся | в смоляном | сне. /\\ /\\ |
| И чадят | зарева, | и кричат | матери: |
| Кровью чад | залило | в теремах | скатерти | ,
| И лежат | воины, | а на них | вороны, |
| Их зрачки | склеваны | сквозь шелом | кованый. |
(«Два сна»)
В стиховедческой литературе явление ритмической инверсии известно под различными названиями: Н. Надеждин, говоря о силлабических стихах, назвал это явление образно «переливом ударений», Божидар — «перевертнем», В. Жирмунский — «переакцентуацией», Р. Якобсон — «сдвигом ударений». См. также биметрия.

Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. . 1966.

Смотреть что такое "инверсия ритмическая" в других словарях:

  • ритмическая инверсия — РИТМИ´ЧЕСКАЯ ИНВЕ´РСИЯ см. инверсия ритмическая …   Поэтический словарь

  • реформа Тредиаковского — РЕФО´РМА ТРЕДИАКО´ВСКОГО опыт теоретического и практического создания системы русского стихосложения, изложенный автором в книге «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (т. е. терминов),… …   Поэтический словарь

  • константный ритм — КОНСТА´НТНЫЙ РИТМ (лат. constans постоянный, неизменный) в метрическом, стопном стихе ритм, образующийся в результате постоянного совпадения ударных слогов с метрическими акцентами, т. е. с сильными опорными долями стопы. К. р. характерны для… …   Поэтический словарь

  • переакцентуация — ПЕРЕАКЦЕНТУА´ЦИЯ (от рус. предлога «пере» и лат. accentus ударение) термин, предложенный В. Жирмунским для обозначения тех случаев ритмообразования, когда ударный слог в слове падает на метрически слабую долю стопы, что наблюдается чаще всего в… …   Поэтический словарь

  • силлабическое стихосложение — СИЛЛАБИ´ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ (от греч. συλλαβή слог) система книжного равносложного («слогочислительного») стиха, существовавшая в России в 16 17 вв. и в первой трети 18 в. Все стихи носили тогда общее название виршей (или вершей); вирша это… …   Поэтический словарь

  • тринадцатисложник — ТРИНАДЦАТИСЛО´ЖНИК общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков (силлабистов) 16 18 вв. (до реформы В. Тредиаковского). Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим… …   Поэтический словарь

  • ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …   Энциклопедия Кольера

  • Анафора — У этого термина существуют и другие значения, см. Анафора (значения). Анафора или единоначатие (др. греч. ἀναφορά  приписывание, средство к исправлению[1])  стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы… …   Википедия

  • Единоначатие — Анафора или единоначатие (др. греч. ἀναφορά  приписывание, средство к исправлению[1])  стилистическая и риторическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении… …   Википедия

  • Стилистические ресурсы синтаксиса, или синтаксическая стилистика — – стилистические возможности средств синтаксиса, их роль в порождении стилистически маркированных высказываний; способность синтаксических единиц выступать в качестве средств экспрессивно стилистических, т.е. связанных с достижением… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»