- тринадцатисложник
- ТРИНАДЦАТИСЛО´ЖНИК — общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков (силлабистов) 16—18 вв. (до реформы В. Тредиаковского). Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. Структура Т. станет понятной из сравнения однородных стихов.Эти стихи — четырехкратный четырехдольник первый, с точки зрения силлаботоники их структура — хореической каденции. Метрическая модель Т. имеет два варианта: при наличии мужской цезуры | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣⌣⌣́ ^ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ ^ ^ | и при трехсложной («дактилической») цезуре | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ ^ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ ^ ^ | . В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю — однодольная цезурная пауза; во втором полустишии — тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Виршевики пользовались Т. с женской рифмой, соблюдая в конце первой половины стиха «пресечение», т. е. цезурную однодольную паузу, равную по длительности одному слогу. Стихи виршевиков нужно читать речитативом. Т. облегченного типа звучит так (подчеркнуты слова с инверсированным ритмом):| Свечерело. | Дрожь в конях, /\\ | стужа злее | на ночь; /\\ /\\ || Заворочал | ся в санях /\\ | Михайло И | ваныч. /\\ /\\ |(Н. Некрасов)| Гой ты, ветер, | не шуми /\\ | в зелёной ра | ките! /\\ /\\ || Колокольчи | ки мои, /\\ | звените, зве | ните! /\\ /\\ |(А. К. Толстой)| Под одной пят | кой мороз, /\\ | под другою | ветер, /\\ /\\ || Ко мне милень | кий ходил, /\\ | никто не за | метил. /\\ /\\ |(Народная частушка)Вот по такой модели четырехдольника поэты-виршевики и строили свои Т.:| Уме недо | зрелый, плод /\\ | недолгой на | уки! /\\ /\\ || Покойся, не | понуждай /\\ | к перу мои | руки: /\\ /\\ || He писав, ле | тящи дни, /\\ | века прово | дити /\\ /\\ || Можно и сла | ву достать, /\\ | хоть творцом не | слыти. /\\ /\\ || Ведут к ней нетрудные /\\ | в наш век пути | многи. /\\ /\\ || На которых | смелые /\\ | не запнутся | ноги. /\\ /\\ |(А. Кантемир)Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих Т. тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка):| Чин купецкий | без греха /\\ | едва может | быти, /\\ /\\ || На многи бо | я злобы /\\ | враг обыче | лстити. /\\ /\\ |Помимо женской цезуры, Симеон Полоцкий, видимо, ошибочно допускал трехсложные и мужские рифмы, явно нарушавшие ритм данной модели стиха:| Во граде пре | вели´це /\\ | некто ца´рство | ваше, /\\ /\\ || Многими зе´м | ли, стра´ны /\\ | славно обла | да´ше. /\\ /\\ || ...Царица у | дивлшися /\\ | безстудствию | его´, /\\ /\\ || Не яви ли | ца ему /\\ | весело сво | его´. /\\ /\\ || ...Тем художе | ством и´мать /\\ | бог тя просла´ | вити. /\\ /\\ || И пред лицем | мужа ти /\\ | здраву поста´ | вити. /\\ /\\ |(«Клевета»)Тредиаковский был прав, когда протестовал против мужских рифм в реформированном Т., этого не понял М. Ломоносов, полагавший, что Тредиаковский выступает вообще против мужских рифм, а не против мужской рифмы в Т., где такие рифмы ритмически неуместны.Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом:| Паче нетер | пимую /\\ | смерть себе из | брати, /\\ /\\ || Неже осквер | ненную /\\ | плоть свою пре | дати. /\\ /\\ |В стихотворном предисловии к «Псалтыри рифмотворной» Симеон Полоцкий писал:| И помощи | ю бога /\\ | дело совер | шися, /\\ /\\ || Се бо Псалтыр | метрами /\\ | ново прело | жися. /\\ /\\ |Метрическое начало в своих стихах подчеркивал и А. Кантемир, который перевел Т. письма Горация без рифм: «Ведаю, что такие стихи иным стихами, за тем недостатком рифм, не покажутся; но ежели они изволят прилежно примечать, найдут в них мерное согласие и некой приятный звон (разрядка моя. — А. К.), который, надеюся, докажет, что в сочинении стихов наших можно и без рифм обойтися». Несомненно, что такие структурные признаки стиха, как «мерное согласие» (т. е. метр) и «некий приятный звон» (ритм) были известны наиболее одаренным поэтам-виршевикам. Вот начало письма 1 «К меценату», переведенного Кантемиром без рифм (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):| Меценате, | петый мне /\\ | первыми сти | хами /\\ /\\ || И которо | го еще /\\ | в последних петь | стану, /\\ /\\ || Довольно уж | вызванна /\\ | меня отстав | наго, /\\ /\\ || В прежнее по | зорище /\\ | вновь ты включить | ищешь. /\\ /\\ |Белым же Т. написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало:| Тебе ж, само | держице, /\\ | посвятить труд | новый /\\ /\\ || И должность со | ветует /\\ | и самое | дело. /\\ /\\ || Извинят о | ни ж мою /\\ | смелость пред то | бою. /\\ /\\ |Очень интересна ритмика стихов Кантемира в сатире IX «К солнцу», написанной 13-сложным стихом. Кантемир ввел в стих примечательные новшества, в результате чего в отдельных строках число слогов увеличилось до 14 и даже 15, а в других случаях снизилось до 12, зато увеличивается на одну долю паузность стиха. Это можно проследить на примерах:13 | Солнце! Хотя | существо /\\ | твое столь есть | чудно, /\\ /\\ |14 | Что ему во | век довольно | удивиться | трудно, /\\ /\\ |14 | ...А таки ска | зуют, что то´ | не противно | богу, /\\ /\\ |13 | Ох! Как страшно | и слышать /\\ | таку хулу | многу! /\\ /\\ |13 | ...Высших же рас | суждений /\\ | чрезмерну при | мету /\\15 | О | боге суе | верий списать | силы столько | нету, /\\ /\\ |13 | ...Не судило б | нас сребро, /\\ | но правда свя | тая, /\\ /\\ |12 | Винным казнь, /\\ | а правым /\\ | милость пода | вая. /\\ /\\ |В первом полустишии 14-сложного стиха каноническую цезурную паузу занимает слог, и все первое полустишие состоит из 8 слогов. В 15-сложном стихе первый слог («О боге...») ритмологически относится к концу предыдущего стиха («... при | мету о...»). Что касается 12-сложного стиха среди тринадцатисложников, то он образовался вследствие паузированной модификации в первой четырехдольной крате (⌣́⌣⌣́ ^ ). Эти ритмологические новшества Кантемира свидетельствуют о тонком ритмическом чувстве поэта, причем подобные новации возможны в пределах именно метрического стиха. «Выпрямленный» Тредиаковским Т. с константным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты:| Раз в крещенский | вечерок /\\ | девушки га | дали: /\\ /\\ || За ворота | башмачок, /\\ | сняв с ноги, бро | сали. /\\ /\\ |(В. Жуковский)| Дайте в руки | мне гармонь, /\\ | золотые | планки. /\\ /\\ || Парень девуш | ку домой /\\ | провожал с гу | лянки. /\\ /\\ |(М. Исаковский)Таким образом, можно сказать, что Т. виршевиков, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.