- шестидольник
- ШЕСТИДО´ЛЬНИК — самая сложная из четырех элементных групп, участвующих в формировании правильных ритмических процессов русского стиха. Будучи двухакцентной мерой, Ш. состоит из сочетания четырехдольника с двудольником; главный метрический акцент приходится на первую долю четырехдольной части, а побочный акцент — на первую долю двудольной части: ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣. Как элементная ритмическая группа Ш. имеет шесть видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и эпикрузы:Шестидольник 1-й | ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |Шестидольник 2-й ⌣ | ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́Шестидольник 3-й | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣⌣ |Шестидольник 4-й ⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣Шестидольник 5-й ⌣⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋⌣Шестидольник 6-й ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ | ⌣̋Все эти формы образуют собой класс шестидольников. В русской поэзии наиболее разработаны первый, второй и четвертый Ш. Пятый Ш. часто совмещается с первым. По традиционной теории стиха первый, третий и пятый Ш. относятся к хореическим размерам, а второй, четвертый и шестой Ш. — к ямбическим. В отличие от нечетной меры пятидольника, Ш. легко отсчитывается на три счета — по две доли на каждый счет.Ниже приводятся образцы стихов, иллюстрирующие все шесть видов моделей четырехкратного Ш.Шестидольник первый:╔ | О´блаком вол | нистым |╚ | Пы´ль встает вда | ли; /\\ |╔ | Ко´нный или | пеший — |╚ | Не вида´ть в пы | ли! /\\ |(А. Фет)Шестидольник второй, который обычно применяется в шестистопном ямбе:Люб | лю´ твой слабый | све´т в не | бе´сной выши | не´:Он | ду´мы пробуди´л, у | сну´вшие во | мне´.(А. Пушкин)Шестидольник третий (единственный пример):| Если б | су´мерками || Звезды | вы´бежали || Пере | ми´гиваться || У пру | да´, /\\ /\\ /\\ || Мы фо | на´риками || Элек | три´ческими || Им под | све´чивали || бы тог | да´. /\\ /\\ /\\ |(А. Квятковский)Отсутствие в поэтической практике стихотворений в форме шестидольника третьего объясняется, видимо, сравнительно небольшим количеством в русском языке слов с четырехсложными окончаниями; поэтому так редко встречаются вообще стихи с четырехсложной рифмой или четырехсложной клаузулой. Между тем мелодика ритма шестидольника третьего очень приятна; в музыке она широко популярна, например начало второй части первого концерта для фортепьяно П. И. Чайковского, который использовал здесь мелодию и ритм украинской песни.Шестидольник четвертый:Си | неет | па´луба — до | рога | ско´льзкая,Ка | чает | здо´рово на | кораб | ле´, /\\ /\\Но | юность | ле´гкая и | комсо | мо´льскаяИ | дет по | па´лубе как | по зем | ле´. /\\ /\\(Б. Корнилов)Шестидольник пятый (трехкратный):На пи | рах ве | сёлых,В дерев | нях и | сёлахПрово | дили | дни´. /\\Я в ле | су си | де´лаДа в ок | но гля | де´лаНа кус | ты и | пни´. /\\(И. Бунин)Шестидольник шестой:Обыкно | венный | де´нь, обыкно | венный | са´д.Но поче | му кру | го´м колоко | ла зве | ня´т?(Г. Иванов)По своему долевому объему русским Ш. соответствуют античные шестидольные ионики о четырех слогах. Античная метрика различала нисходящий ионик ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅⌣⌣, соответствующий русскому Ш. первому ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣, и восходящий ионик ⌣⌣⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅, соответствующий русскому Ш. третьему ⌣́⌣ | ⌣̋⌣⌣⌣.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.