- четырехдольник
- ЧЕТЫРЕХДО´ЛЬНИК — в русской поэзии самая употребительная из четырех элементных ритмических групп, участвующих в формировании правильного метрического стиха. Будучи простой одноакцентной мерой четного порядка, Ч. практически несет главный метрический акцент на первой доле ⌣́⌣⌣⌣ и побочный акцент на третьей доле ⌣⌣⌣́⌣. Как элементная ритмическая группа Ч. имеет четыре видовые формы в зависимости от положений в стихе анакрузы и эпикрузы:Четырехдольник 1-й | ⌣́⌣⌣⌣ |Четырехдольник 2-й ⌣ | ⌣́⌣⌣Четырехдольник 3-й ⌣⌣ | ⌣́⌣Четырехдольник 4-й ⌣⌣⌣ | ⌣́В русской поэзии разработаны все четыре вида Ч., образующих собой класс четырехдольников. Общепринятая теория стиха относит первый и третий Ч. к хореическим размерам, а второй и четвертый — к ямбическим. Стихотворений четырехдольного строя — неимоверное количество. Русские поэты выработали множество видовых и типовых моделей Ч. трехкратного, четырехкратного, пятикратного и шестикратного объема. Ниже будут рассмотрены лишь некоторые образцы трехкратного Ч. всех четырех видов: это самые популярные у нас стиховые размеры. Контрольные ряды видовых тактометрических периодов трехкратного Ч. такие:1-й | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ |2-й ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣3-й ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣4-й ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | :| Дружба насто | ящая не | старится, /\\ || За небо вет | вями не цеп | ляется. /\\ || Если уж при | ходит срок, так | валится, /\\ || С грохотом, как | дубу пола | гается. /\\ |(К. Симонов)| Выхожу о | дин я на до | рогу; /\\ /\\ || Сквозь туман крем | нистый путь бле | стит; /\\ /\\ /\\ || Ночь тиха. Пус | тыня внемлет | богу, /\\ /\\ || И звезда с звез | дою гово | рит. /\\ /\\ /\\ |(М. Лермонтов)| Во поле бе | резонька сто | яла. /\\ /\\ || Во поле куд | рявая сто | яла. /\\ /\\ |(Народная песня)| Летом в море | легкая во | да, /\\ /\\ /\\ || Белые су | хие пару | са. /\\ /\\ /\\ || Иглами сталь | ными в нево | да /\\ /\\ /\\ || Сыплется под | баркою хам | са. /\\ /\\ /\\ |(И. Бунин)| В этой жизни | я немного | видела, /\\ || /\\ /\\ Только | пела и жда | ла. /\\ /\\ /\\ || Знаю: брата | я не нена | видела /\\ || /\\ /\\ И сест | ры не преда | ла. /\\ /\\ /\\ |(А. Ахматова)╔ | Кучевых ве | сенних туч /\\ |╚ | Гребень. /\\ /\\ |╔ | Ясный вытя | нулся луч /\\ |╚ | В небе. /\\ /\\ |(С. Кирсанов)Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣:Мы | молоды. У | нас чулки со | штопками.Нам | трудно. Это | молодость ви | ной. /\\ /\\Но | пляшет за де | шевенькими | шторкамиБес | платный воздух, | пахнущий вес | ной. /\\ /\\(Р. Казакова)Тень | Грозного ме | ня усыно | вила, /\\Ди | митрием из | гроба нарек | ла, /\\ /\\Во | круг меня на | роды возму | тила /\\И | в жертву мне Бо | риса обрек | ла. /\\ /\\(А. Пушкин)Вот | я один в ве | черний тихий | час, /\\ /\\Я | буду думать | лишь о вас, о | вас, /\\ /\\Возь | мусь за книгу, | но прочту «о | на», /\\ /\\И | вновь душа пья | на и смяте | на. /\\ /\\(Н. Гумилев)При | кинулся бло | хою /\\ кры | синой, /\\Под | прыгнул, как ре | зи-иновый | мяч, /\\ /\\И | пал /\\ на со | баку, чтобы | псиной /\\Вте | реться /\\ в ка | зармы, где шу | мят. /\\ /\\(В. Нарбут)╔ Ве | дет шоссе пря | мое /\\╚ Ту | да, /\\ /\\╔ Где | сторожит При | морье /\\╚ Звез | да. /\\ /\\(В. Урин)Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣:Холод, | тело тайно | сковываю | щий, /\\Холод, | душу оча | ровываю | щий... /\\От лу | ны лучи про | тягивают | ся, /\\К сердцу | иглами при | трагивают | ся. /\\(В. Брюсов)Вдоль по | улице ме | телица ме | тет, /\\За ме | телицей мой | миленький и | дет. /\\(Народная песня)╔ Не для | славы,‖ Для за | бавы╚ Я пи | шу! /\\╔ Одо | бренья‖ И суж | денья╚ Не про | шу! /\\(А. Полежаев)╔ Но в ка | мине дозве | нели╚ Уголь | ки. /\\╔ За о | кошком дого | рели╚ Огонь | ки. /\\(А. Блок)╔ У бур | жуев шумный | пир, /\\╚ Ну и | пир! /\\╔ Всех по | весить, кто за | мир, /\\╚ Кто за | мир. /\\(Д. Бедный)╔ Весь из | сопок и до | лин /\\╚ Саха | лин. /\\╔ Он ян | варскою по | рой /\\╚ Снего | вой. /\\╔ Говор | ливою вес | ной /\\╚ Штормо | вой. /\\(В. Кулемин)Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́:С губами | сладко улы | бающими | ся,Она гля | дит глазами | суженными, | /\\И черны | пряди вкруг че | ла: /\\ /\\ /\\ | /\\Нить розо | ватыми жем | чужинами | /\\С коралла | ми переме | жающими | сяЕй шею | нежно обле | гла. /\\ /\\ /\\ | /\\(В. Брюсов)Ракеты | возникают | рыжие, /\\ | /\\И голу | бые и о | ранжевые. | /\\Они цве | тут над всеми | крышами, /\\ | /\\Меня, как в | детстве, заво | раживая. | /\\(Е. Евтушенко)Вдали над | пылью пере | улочной, /\\ | /\\Над скукой | загородных | дач /\\ /\\ /\\ | /\\Чуть золо | тится крендель | булочной /\\ | /\\И разда | ется детский | плач. /\\ /\\ /\\ | /\\(А. Блок)Еще за | деньги люди | держатся, /\\ | /\\Как за крес | ты держались | люди /\\ /\\ | /\\Во време | на глухого | Керженца, /\\ | /\\Но вечно | этого не | будет. /\\ /\\ | /\\(Н. Асеев)Я знал кра | савиц недо | ступных, /\\ /\\ | /\\Холодных, | чистых как зи | ма, /\\ /\\ /\\ | /\\Неумо | лимых, непод | купных, /\\ /\\ | /\\Непости | жимых для у | ма... /\\ /\\ /\\ | /\\(А. Пушкин)Сквозь мрак, над | уличными | ранами, /\\ | /\\Шаги — и | вслед /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\За пере | ливами трех | гранными /\\ | /\\Летящий | свет. /\\ /\\ /\\ | /\\ /\\ /\\ /\\ | /\\(К. Панов)Ритмическую структуру русского четырехстопного ямба первым понял теоретик стиха первой трети 19 в. А. Кубарев, который писал, что этот размер состоит «из двух четырехсложных тактов с 3 отдельными или вводными слогами», например «Чрез непри | ступны пере | правы». То есть, Кубарев указывал на наличие в четырехстопном ямбе трехсложной анакрузы и четырехдольного строя.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия. Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская. 1966.